На совещании в конце апреля премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил идею легализации так называемого параллельного импорта для ряда товаров, сообщил во вторник Интерфакс. Это РБК подтвердил и один из чиновников правительства.
Список конкретных групп товаров, в отношении которых будет разрешен параллельный импорт, практически сформирован, рассказали РБК несколько участников совещания. По их данным, в первую очередь правительству будут предложены три группы товаров: автомобильные запчасти, фармацевтическая продукция и медицинское оборудование (проходят по разным кодам ТН ВЭД).
По поручению Медведева до 22 мая 2015 года полный список должен быть подготовлен профильными министерствами. По словам федерального чиновника, всего на первом этапе планируется определить пять групп товаров, для которых будут сняты ограничения на параллельный импорт.
Что такое параллельный импорт
В России с 2002 года действует национальный принцип правообладания: владелец марки контролирует все продажи товара и имеет право запретить его ввоз. То есть по действующему кодексу товар под брендом может использоваться в России либо самим правообладателем, либо с его разрешения, все остальное — контрафакт. Но при этом последующая перепродажа нарушением закона не считается.
Вопрос цены
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков, присутствовавший на апрельском совещании у Медведева, подтвердил РБК, что речь на нем действительно шла об этих трех товарных категориях. Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова уточнил, что медицинское оборудование, автомобильные запчасти и лекарства были выбраны «как наиболее чувствительные для граждан». «Оригинальные товары для людей не должны поступать в Россию по монопольно высоким ценам. Их цена не должна отличаться от цен в других странах», — передал он позицию Шувалова.
О примерах ценовой дискриминации на совещании говорил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. В его презентации (есть у РБК) в качестве примера, в частности, приводились коронарные стенты производства компании Abbott. По данным из презентации главы ФАС, у официальных дистрибьюторов они стоят от 62 до 110 тыс. руб. за штуку, тогда как предложение независимых импортеров не превышает 40 тыс. руб.
Снижение стоимости товаров для конечного потребителя — основной аргумент, к которому апеллируют сторонники разрешения параллельного импорта. На апрельском совещании Медведев также говорил о том, что переход на так называемый международный принцип исчерпания прав может стать «важной антикризисной мерой» (именно этот принцип позволяет ввозить в страну товары не только по официальным каналам эксклюзивных дистрибьюторов, но и параллельно без разрешения владельцев брендов из любой страны мира). «Продукцию можно будет закупать в третьих странах, где она стоит дешевле, импортировать ее на нашу территорию без ведома производителя или правообладателя. Естественно, это может сказаться на ценах в сторону их уменьшения», — надеется Медведев (цитата по стенограмме, опубликованной на сайте правительства).
«За» и «против»
«Мнения на счет введения параллельного импорта на совещании разделились, — рассказывает Моженков. — Единодушия не было даже в самом РОАД: на совете ассоциации пришлось ставить вопрос на голосование, но по итогам встречи большинство участников высказались «за». «Импортеры сейчас являются монополистами и ежеквартально повышают цены на запчасти, а дилер не имеет права закупить ни одну запчасть не у импортера», — говорит он. По его оценке, параллельный импорт снизит среднюю цену на рынке: запчасти, ввезенные таким способом, будут стоить на 30–60% дешевле.
Для официальных дилеров появление параллельного импорта означает возможность привлечь не только автовладельцев, которые обслуживают автомобили по гарантии (в этом случае все равно нужно приобретать запчасти у официальных дистрибьюторов), но и тех, у кого возраст машины составляет 4–6 лет. «И вот тут им помогли бы более дешевые запчасти, из-за которых автовладельцы после окончания гарантии идут в неофициальные сервисы», — считает Моженков.
Но сами производители — резко против. Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков заявил РБК, что позиция членов ассоциации по разрешению параллельного импорта «исключительно отрицательная». «Мы считаем, что его введение чревато легализацией обращения недоброкачественных фальсифицированных лекарств», — объясняет он. Вопреки опасениям импортеров, отсутствие ограничений на параллельный импорт в Европе не приводит к росту контрафакта и серого импорта, возражает представитель Шувалова.
Опасения по поводу разрешения параллельного импорта всегда высказывали и участники рынка бытовой техники и электроники. С его введением многие игроки могут перенести свои производства в соседние страны, говорится в презентации одного из участников совещания у премьер-министра. По расчетам игроков рынка, в связи с вероятным переносом закупочных операций за рубеж отток капитала в 2016 году может составить до $20 млрд, а недобор налогов — еще почти $3 млрд. Впрочем, по данным собеседников РБК, присутствовавших на совещании, вопрос о разрешении параллельного импорта бытовой техники и электроники пока не обсуждается.
ФАС предлагает несколько мер по защите от контрафакта: создание специализированных таможенных постов, одинаковый контроль со стороны ФТС как для традиционных импортеров, так и для параллельного импорта, а также предоставление гарантированной возможности производителю проверить товар на подлинность (эти меры перечислены в презентации Артемьева).
Чтобы не навредить иностранным инвестициям и импортозамещению, ФАС предлагает иностранным правообладателям дальнейшую локализацию производства, включая производство расходных материалов и запасных частей. В этом случае ввоз аналогичного товара правообладателя, произведенного за рубежом, можно оставить под запретом.
ФАС уже несколько раз предлагала в пилотном режиме отменить ограничения по импорту. В середине 2014 года ведомство подготовило законопроект, в котором предлагалось исключить из статьи 1487 ГК указание на возможность импорта товаров, защищенных товарным знаком, только в том случае, если правообладатель дал специальное согласие на их импорт на территорию России. Изменение, по сути, означало, что товар можно приобретать у кого угодно, если сам производитель его продал в любой точке мира, а не только в России. Предполагалось, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 года, а правительство сможет определить отдельные виды и группы товаров, в отношении которых параллельный импорт будет разрешен раньше указанной даты. Документ был размещен для общественной экспертизы, которая закончилась в октябре прошлого года, но решение принято не было.