Бывшие чиновники в течение 3 лет после того, как они покинут госслужбу, должны будут декларировать свои доходы и расходы, данные об имуществе, а также предоставлять аналогичные сведения о материальном состоянии супругов и совершеннолетних детей. Законопроект (есть в распоряжении «Известий») с соответствующими поправками в ФЗ «О противодействии коррупции», подготовленный депутатами Архангельского областного собрания, до конца мая будет внесен в Госдуму. Областные депутаты уверены в том, что введение такой отчетности сведет к минимуму случаи, когда экс-госслужащие легализуют преступно нажитое имущество, а также используют прежние связи внутри властных институтов для продвижения своих интересов.
«Лица, замещавшие (занимавшие) должности в госорганах, обязаны в течение 3 лет после увольнения с этих должностей предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и детей представителю нанимателя (работодателя) по последнему месту своей службы», — говорится в законопроекте.
Согласно тексту законопроекта, бывшие госслужащие должны будут отчитываться об «объектах недвижимости (земельных участках, жилых домах, квартирах, дачах, гаражах, иных объектов недвижимости), транспортных средствах, ценных бумагах, акциях (долях участия, паях в уставных (складочных) капиталах организаций), денежных средствах (в наличной и безналичной формах), в том числе в иностранной валюте, а также об ином имуществе, стоимость которого превышает тысячу минимальных размеров оплаты труда».
— Положение о необходимости декларировать сведения о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательств чиновника и членов его семьи после ухода из госструктур в том числе перенято из международной практики по противодействию коррупции, — пояснил «Известиям» заместитель председателя комитета по региональной политике и вопросам местного самоуправления Архангельского областного собрания депутатов Юрий Шаров. — 3 года — тот срок, когда у бывшего чиновника еще сильны социальные связи внутри властных институтов и, соответственно, он может косвенно влиять на происходящие политические процессы. С введением обязательной отчетности мы фактически создаем ситуацию, когда чиновник после своей отставки не может использовать свои прежние связи и полномочия внутри политической системы.
Как отметил депутат, важная поправка касается и необходимости предоставлять отчет о доходах и имуществе совершеннолетних детей.
— Согласно действующему законодательству, госслужащие в декларации указывают данные о своих несовершеннолетних детях, однако мы предлагаем убрать возрастное ограничение и обязать предоставлять сведения и о совершеннолетних детях. Бывают ситуации, когда выясняется, что дети госслужащих в возрасте 20 лет уже владеют состоянием в несколько десятков миллионов рублей. При этом все понимают, что молодой человек не смог бы самостоятельно заработать такие деньги, не имея родственника на госслужбе, — сказал Шаров.
Также депутат в своем законопроекте выступает за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции и появление новой статьи в УК РФ «Незаконное обогащение».
— Если суммарная стоимость активов чиновника будет превышать его законные доходы по поданной им декларации, то, в случае принятия изменений в федеральное законодательство, любой чиновник может быть привлечен к уголовной ответственности. Значительным предлагается считать превышение, если оно будет больше 5 млн рублей. В этом случае виновному грозит лишение свободы до 2 лет. Если разница будет более 10 млн рублей, чиновнику грозит до 5 лет лишения свободы, а при 30 млн рублей — до 7 лет, — пояснил Шаров. — За 2014 год в Архангельской области было совершено большое количество преступлений против собственности, и прежде всего государственной. Беспокойство вызывает тот факт, что преступления совершены именно сотрудниками правоохранительных органов — за прошлый год было возбуждено более 20 уголовных дел.
В соответствии с ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам», госслужащие должны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за 3 последних года, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев пояснил, что законопроект Архангельской областной думы будет рассматриваться в установленном порядке, как только поступит.
— В жизни нередки случаи, когда чиновники пользуются наработанными связями после ухода с госслужбы. Поэтому дополнительные меры, которые предотвращали бы такие ситуации, заслуживают внимательного рассмотрения и обсуждения. Мысль о введении дополнительной отчетности в течение 3 лет представляется мне интересной, — заявил Валеев. — При этом похожие профилактические меры у нас уже есть. Например, в тех случаях, когда бывший чиновник устраивается на службу в коммерческие структуры, ранее находящиеся под его контролем, об этом должно быть сообщено в госструктуру, где он работал ранее.
Однако Валеев отметил, что предложение по включение в список декларантов совершеннолетних детей вряд ли встретит поддержку на федеральном уровне. Согласно ст. 60 Конституции РФ, с 18 лет человек становится дееспособным и может самостоятельно пользоваться своими правами и обязаностями. Поэтому такие предложения, по словам депутата, обычно отклоняются.
— Предложение о необходимости предоставлять отчетность о расходах и доходах после ухода с госслужбы логичное. Однако, как показывает практика, чиновники не спешат уходить в бизнес из госструктур, в основном ими владеют их родственники или сами госслужащие через офшоры. Как только чиновник уходит из госструктур, обычно прикрывается и бизнес, — отметил член экспертного совета центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков.