В Общественной палате прошло совещание, посвященное проблемам социализации амнистированных. По словам заместителя директора ФСИН России Валерия Максименко, на 6 мая освобождено 2236 человек, всего же за полгода по амнистии планируется выпустить из мест лишения свободы около 60 тыс.
Что, впрочем, на общую ситуацию повлияет мало – в Общественной палате напомнили о том, что ежегодно в России освобождается более 300 тыс. заключенных. Согласно официальным данным, из них 10 тыс. не могут найти работу. Сколько на самом деле остаются без работы – не известно. По словам Максименко, новым профессиям заключенных обучают в почти 600 исправительных учреждениях: «Человек выходит на свободу, имея профессию. Но этого мало. Часто у него уже нет жилья — пока сидел, родственники его выписали и квартиру продали. Он выходит — ни семьи, ни помощи. Что дальше? Значит, снова грабить-убивать».
Замдиректора ФСИН напомнил, что, согласно законодательству, уголовно-исполнительная система «не имеет функций по дальнейшему трудоустройству, это не входит в обязанности ФСИН». Тем не менее, осенью прошлого года в Вологодской области был запущен пилотный проект – стоявшая на грани банкротства птицефабрика была взята ФСИН в аренду.
В дальнейшем ФСИН планирует выкупить хозяйство – по словам Максименко, имевшая ранее 20 млн. руб. ежемесячных убытков, теперь птицефабрика дает в месяц 7 млн. руб. прибыли, а производство яиц увеличено с 70 млн. в месяц до 180 млн. – из них 120 млн. поступает в свободную продажу, а 60 млн. съедают заключенные.
В дальнейшем ФСИН планирует «закупать еще птицу», а также брать в аренду новые сельхозпредприятия. Благодаря заключенным, уверяет Максименко, область в ближайшие полтора года вырвется в лидеры по объемам производства продовольственной продукции.
«Мы смогли не просто сохранить рабочие места для местных жителей, но и трудоустроили там наших заключенных и освобожденных», — сообщил Максименко.
Заключенные трудятся под присмотром охранников. После амнистии на птицефабрику будет отправлен новый «десант»: «Есть договоренность с администрацией области, что им будет предоставляться жилье — многие жители уезжают из деревни в город, и, к счастью наших заключенных, есть брошенные дома. ФСИН может их восстановить», — прокомментировал Максименко. Конечно, не у всех «получится встать на путь исправления полностью» — по прогнозам ведомства, останутся работать на птицефабрике около 70% «десанта», остальные убегут «снова грабить-убивать».
«Это тема очень волновала местных жителей, — рассказывает Валерий Максименко. — Работать в одном цеху с бывшими заключенными многие боялись, но, как показала практика, не то, чтобы там большая дружба, но отношения рабочие. Когда спрашиваешь местных жителей — как вам работается с нашим контингентом? Говорят – да что там! Подумаешь, Вася напился и набедокурил».
Активно помогают в трудоустройстве и религиозные организации. «И здесь самою большую лепту вносит – не удивляйтесь! Сообщество еврейских общин. Те, кто отбывает наказание по данной национальности, они не остаются без присмотра, это точно. Но еврейские общины помогают и другим национальностям», — привел пример замдиректора ФСИН.
Еврейские общины даже вышли на ФСИН с предложением создать цех по производству кошерной пищи, куда будут трудоустраивать бывших заключенных: «Мы откроем такой цех, но не на птицефабрике в Малечкино, а на другой птицефабрике, по производству бройлера», — пообещал Максименко. По его словам, проект с птицефабрикой хоть и пилотный, но «мы планируем его развернуть от Калининграда до Владивостока: «Все желающие получат работу». Также Валерий Максименко объявил о том, что ФСИН приглашает бизнес открывать предприятия в местах лишения свободы. По словам члена Общественной палаты РФ Антона Цветкова, бизнес хотел бы зайти в исправительные учреждения, но «многие ошибочно думают, что для этого нужны связи и откаты».
В ближайшее время в Общественной палате совместно с ФСИН будет организована «горячая линия», куда смогут обращаться со своими жалобами и предложениями бизнесмены, желающие сотрудничать со ФСИН в сфере организации новых производств на базе исправительных учреждений.

