Резо Чхеидзе: «Вся русская классика связана с Грузией»

Первое, что вспоминается при упоминании имени Резо Чхеидзе, — «Отец солдата», картина, без которой невозможно представить себе не только советский, но и мировой кинематограф. Сейчас патриарх грузинского кино приехал в Москву, чтобы закончить работу над фильмом «Свеча с Гроба Господня».


культура:
 Батоно Резо, когда мы увидим Вашу новую ленту?

Чхеидзе: Прокат назначен на сентябрь, до этого мы хотим показать ее на Каннском кинофестивале. Картина готова к показу — уже печатается копия. Но с прокатом сегодня трудно. Кинотеатры ориентированы на прибыль, хотя чаще всего эстетическая ценность картины не совпадает со вкусом народа.

культура: Ваш фильм основан на рассказе Сельмы Лагерлеф. Почему Вы вдруг решили обратиться к ней?

Чхеидзе: Изначально этот рассказ показали моему сыну — тоже режиссеру. Но он решил, что таких денег на съемку ему никто не даст — действие разворачивается за границей. Тогда он принес произведение мне, и я от него пришел в восторг. У Лагерлеф все происходит во Флоренции, но мы перенесли действие на грузинскую почву. Главный герой — молодой избалованный актер — едет на кинофестиваль в Иерусалим. Из Святой Земли он должен принести в Грузию свечу, зажженную на Гробе Господнем, — это спасет его страну. Главному герою я дал фамилию Багратиони — царскую то есть. Грузия испокон веков была связана с этой династией. Я ведь по взглядам — монархист. Еще Черчилль говорил, что страна должна развиваться, опираясь на свои исторические корни. Я тоже так думаю. А что до героя фильма, то после долгих приключений ему удается привезти свечу в Грузию.

культура: Несколько лет назад, получая приз ММКФ «За вклад в мировой кинематограф», Вы сказали о российско-грузинских отношениях: «Тучи рассеются». Прошло три года — тучи остались…

Чхеидзе: Наоборот, мне кажется, сейчас отношения намного лучше. Во всяком случае я не замечаю, чтобы к грузинам в России росло недоверие. Во многих школах я тут был — русские дети поют по-грузински, исполняют грузинские танцы. В народе точно нет агрессии против грузин. В Грузии, я знаю, тоже нет антирусских настроений. И там и тут виноваты политики.

Чхеидзе: Сам я с оптимизмом смотрю на российско-грузинские отношения. Все решится, я не сомневаюсь. В конце концов, вся русская классика — от Пушкина до Пастернака — связана с Грузией. А возьмите грузинское кино: все наши выдающиеся режиссеры — вгиковцы. Одним из моих педагогов был Сергей Юткевич. У него есть книга «Контрапункт режиссера» , которую он посвятил своему первому учителю по режиссуре Константину Марджанишвили. То есть Юткевича учил Марджанишвили, а потом Юткевич учил меня…

культура: Как Вы думаете, где больше любят Вашего «Отца солдата» — в России или Грузии?

Чхеидзе: Знаете, если бы не было этой сцены в винограднике, где герой Серго Закариадзе бьет офицера, фильм не был бы так близок грузинам. В Грузии ведь виноград — священное растение. Кстати, именно из-за этого эпизода ленту не хотели пускать. После просмотра картины Романов — руководитель Госкино — говорит мне: «Товарищ Чхеидзе, этот фильм Советская армия смотреть не будет. У вас там солдат бьет офицера, а по уставу это строго запрещено». Дело было 31 декабря, мы уже друзей позвали в ресторан «Арагви» — гулять сдачу картины. А тут этот со своим уставом — какой уж здесь «Арагви»… Но потом он говорит: «Давайте я позвоню в Министерство обороны — пускай они решают». Через несколько дней нас позвали в министерство. Мы приходим напуганные вместе со звукооператором. Нам говорят: «Картину будет смотреть Политуправление». В зал входит генерал-лейтенант, а с ним еще человек пятнадцать генералов. Я думаю: «Ну все, худо дело». Начали показывать. Они смотрят картину, я смотрю на них. Вижу — там, где надо плакать, они плачут, где надо смеяться — умирают со смеху. Военные, знаете, другой народ — это маленькие дети. Они не умеют врать, потому что имеют дело с пулей. В общем, закончилось все аплодисментами, а в том зале, оказывается, аплодисментов отродясь не было. Генерал-лейтенант меня и спрашивает: «Товарищ Чхеидзе, а что ваш министр хочет от нас?». Я говорю: «Во-первых, он не мой министр — мой министр в Грузии и картину он очень даже одобряет. А ваш министр говорит, что, когда солдат бьет офицера, — это нарушение устава». Генерал удивился: «Разве он не понял, что это не солдат бьет, а отец?» Кстати, то же самое говорил и военный консультант фильма. Например, снимаем мы сцену: наши сидят в окопах, а немцы готовятся идти в атаку. Консультант обходил всех и начиналось: «Почему у вас пуговица расстегнута? А вы почему не бриты?» Актеры ему: «А почему вы от Закариадзе этого не требуете?» — «Так он же не солдат — он отец!»

 

культура: Про Закариадзе Вы подумали сразу, прочитав сценарий?

Чхеидзе: На студии все считали, что Георгия Махарашвили должен играть актер с героическим амплуа — этакий красавец. А я большое внимание уделял комедийности — ведь герой попадает в неестественную для себя среду. Естественная для него — виноградник. В картине должны были быть и пафос, и комедия. А у Серго в театре были и комедийные, и драматические роли. На студии начались баталии: почему будет играть Закариадзе, какой из него герой?! А потом согласились. В этом нам помог Шеварднадзе — тогда еще первый секретарь райкома.

культура: Говорят, что и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе вышло благодаря ему…

Чхеидзе: Если бы не Шеварднадзе, «Покаяния» точно не было бы. Тенгиз как-то дал мне сценарий и спросил, нравится или нет. Мне, конечно, понравилось. «Но кто же это позволит снимать?» — говорю я. «В том-то и дело…» — вздохнул Тенгиз. Тут я предлагаю: «А давай покажем Шеварднадзе?» Он в то время уже ЦК Грузии возглавлял — и при нем в Тбилиси расцвело искусство. Меня он даже сделал депутатом Верховного совета СССР, чтобы в Москве мне как директору студии «Грузия-фильм» никто не возвратил сценария. В общем, пошли мы к Шеварднадзе. Он говорит: «Ну, ладно, допустим, вы будете это снимать тайком. Но ведь сценарий худсовет будет обсуждать, и Москва его должна утвердить…» А я раньше работал на телевидении. Там годовой план смотрела Москва, но единственное, чего она не касалась, — раздела «Летопись»: документальных фильмов о заслуженных деятелях. Я и рассказал об этом Шеварднадзе. Он тут же позвонил директору телевидения и вызвал его к себе — не телефонный разговор ведь. А отказать Шеварднадзе директор, конечно же, не мог. В общем, киношники ни во что не вмешивались, и на худсовет мы ничего не выносили. Но все знали — что-то такое снимается…

культура: Москва тоже знала?

Чхеидзе: А как же! Я как-то встречался с Филиппом Ермашом — председателем Госкино. Мы обсудили наши дела, а потом он опустил голову, стал наливать себе чай, спрашивает и не смотрит на меня: «Слушай, а что это Абуладзе там снимает?» Я начинаю: «Вы знаете, Тенгиз уже в возрасте и захотел снять биографическую картину про своего родственника…» Он посмотрел на меня и говорит: «Иди, иди отсюда!» Картину закончили. А потом Шеварднадзе перевели в Москву и он дал нам зеленую улицу. Когда фильм вышел на экраны, у кинотеатров даже стояла конная милиция.

культура: Вы принимали участие в тбилисских митингах против Михаила Саакашвили. Думаете, человек искусства должен вмешиваться в политику?

Чхеидзе: Ты обязан сказать свое слово, да еще когда видишь, что творится. Вы не знаете, что в Грузии происходит в школах, закрыты многие научно-исследовательские институты… Кино в Грузии тоже больше нет — если на него не давать деньги, откуда оно возьмется? Вообще это политика Америки, которую она и в России проводит. У них такая тактика: отнять ум, национальную гордость и превратить целый народ в рабов. Все знают, что Россию военной силой не победить — и Гитлер тут ногу сломал, и Наполеон. Зато теперь Америка постепенно побеждает Россию, отнимая у нее культуру.

культура: У Вас на полках так много книг о Сталине…

Чхеидзе: Вы еще в Тбилиси не видели (смеется). У меня и сценарий есть о Сталине — на 12 серий. Никому не даю читать, только близким людям. Моя мечта — сделать по нему картину. При этом, учтите, моего отца в 37-м расстреляли. Если я не снимаю фильм, то только из-за моей дочери — она резко против.

культура: Вы пытаетесь оправдать Сталина?

Чхеидзе: Нет. В картине человек, который борется ради государства, — это главная тема. Знаете, наш самый выдающийся царь — Давид Строитель — был очень жестоким человеком. Если сравнивать с ним Сталина — главу такого огромного государства, — наверное, проблем у последнего побольше было. Я думаю, грузины должны бороться, чтобы отнять Сталина у русских. А не как сейчас в Тбилиси: упомянуть Сталина — все равно, что выругаться. Надо уметь фильтровать и помнить в том числе то хорошее, что он сделал. К тому же я не сомневаюсь, что это был человек верующий. Например, у меня в сценарии есть эпизод: когда немцы уже на подступах к Москве, Сталин ползает по полу и молит Богородицу спасти Москву. И ведь она была спасена — несмотря на то что дорога на Москву была открыта. Один немецкий генерал писал: «Я не знаю, почему наши войска отступали…»

культура: Вы думаете, Сталин до конца жизни оставался верующим?

Чхеидзе: Я вам расскажу одну историю. Однажды я летел из Тбилиси в Москву, рядом сидел человек, который оказался бывшим главой московской милиции. Мы разговорились, я у него потом даже в гостях был. Он рассказал, что вечером 8 марта 1953 года, накануне похорон Сталина, к Колонному залу Дома Союзов подъехали две черные машины. Из одной вышел патриарх Алексий I. Мой знакомый узнал его и подошел спросить, чем вызван его визит. Патриарх ответил, что собирается отпеть Сталина. «А у вас есть на это согласие?» — удивился милиционер. «Да, от товарища Сталина», — ответил патриарх. Оказывается, однажды он сказал Сталину: «Мы уже оба в возрасте. Если вдруг вас не станет, вы разрешаете мне отпеть вас?» Тот прошелся по комнате и сказал: «Пожалуй, Сталин согласен».

культура: Считается, что культура произошла от культа. Как Вы думаете, насколько эти понятия отошли друг от друга?

Чхеидзе: Не знаю, как культура, но наука уже соединилась с религией. Наука не может всего объяснить. И никогда не сможет. Вы все объясните, только поверив в Бога.

http://portal-kultura.ru/articles/best/rezo-chkheidze-vsya-russkaya-klassika-svyazana-s-gruziey2-/?print=Y&CODE=rezo-chkheidze-vsya-russkaya-klassika-svyazana-s-gruziey2-

Последние публикации

«Медведи» проведут заключительный матч года в Ханты-Мансийске

«Кузнецкие Медведи», накануне уступив «Мамонтам Югры» (1:3), сегодня проведут второй матч в Ханты-Мансийске. Эта игра… Читать еще

25 минут назад

«Металлург» выиграл первый этап ЮХЛ

«Металлург» на групповом этапе первенства Юниорской хоккейной лиги провёл выездные матчи, по итогам которых сохранил… Читать еще

27 минут назад

Глава города избран

Абсолютное число голосов – 28 из 33 новокузнецкие народные избранники отдала кандидату из Кемерово Денису… Читать еще

2 часа назад

Выше, дальше, сильнее, интереснее

Итоги спортивной жизни Кузбасса подведены внесением изменений в план официальных спортивных и физкультурных мероприятий в уходящем году.… Читать еще

6 часов назад

В Кузбассе впервые выбрали молодёжную столицу региона

В Кузбассе выбрали молодёжную столицу региона. В народном голосовании победил Гурьевский округ. 25 декабря в КемГУ подвели итоги Года… Читать еще

7 часов назад

В Госдуме предупредили россиян о штрафах за украшение подъездов к Новому году

Украшение подъезда к Новому году без ведома управляющей компании и согласия соседей может привести к… Читать еще

7 часов назад