Новокузнецкий драматический театр не устает радовать горожан своими премьерами, и вот, месяц май вновь пополнил копилку театрального репертуара новым произведением. Драма «Трамвай “Желание”» — по классической пьесе Теннесси Уильямса, в постановке кемеровского режиссера Антона Безъязыкова, наверняка, надолго запомнится новокузнечанам.
Признаюсь сразу, что, будучи знакомым с творчеством А. Безъязыкова, последнее, на что я рассчитывал – так это увидеть какую-нибудь «попсу». Ведь, в послужном списке кемеровского режиссера, пожалуй, нет ни одной постановки, не затрагивающей острых социальных проблем. И на этот раз, посетив его новый спектакль, я ничуть об этом не пожалел.
Итак, по порядку. Место действия пьесы — убогая окраина Нового Орлеана, рабочие трущобы, где сам воздух пропитан зловонием близлежащего завода, парами алкоголя и феромонами грубой мужской силы. Своей собственной ремаркой Теннесси Уильямс обозначил это место как: «пропащее, порченое». Именно сюда трамвай с символическим названием «Желание» привозит главную героиню пьесы — Бланш Дюбуа в гости к своей младшей сестре Стелле. С первых минут Бланш демонстрирует свое отвращение и ужас, она не может поверить, что ее сестра, наследница старой аристократической фамилии может жить в таком месте, ведь в своих письмах та ей рисовала совершенно другую картину.
«Сказали, сядете сперва в один трамвай — по-здешнему «Желание», потом в другой — «Кладбище», проедете шесть кварталов — сойдете на Елисейских полях!», — нервозно выпаливает Бланш встретившей ее горожанке.
Поначалу спектакль выглядит немного сумбурно. Дорого разодетая, привыкшая к роскоши и удобствам Дебуа-старшая начинает командовать сестрой и упрекать ее во всем, на чем свет стоит. Начиная с того, что десять лет назад Стелла сбежала из родового гнезда самостоятельно искать свое счастье и, наконец, заканчивая тем, что ей – Бланш, пришлось в одиночку вынести все тяготы от смерти родителей и потери имения. С последней новости и начинается лавинообразное развитие сюжета. Оказывается, что основной целью приезда дорогой, во всех отношениях, сестры является отнюдь не жест родственной любви, а банальный факт ее разорения. Казалось бы, в чем проблема? Простоватая Стелла рада встрече с сестрой и совершенно не против, чтобы та жила с ней под одной крышей. Однако Стелла давно живет не одна, у нее есть муж по имени Стенли и ему новая постоялица пришлась совершенно не по душе. Грубый, необразованный, но в то же время правдолюбивый мужик Стенли – сразу заподозривает в приезде родственницы что-то не ладное.
«Хорошо, не будем. Я подожду, а когда она кончит отмокать в горячей ванне, спрошу, знакома ли с кодексом Наполеона она. Сдается мне, тебя попросту нагревают, детка. Но если тебя, то, по кодексу Наполеона, значит, заодно и меня. А я не люблю, когда меня нагревают», — говорит Стенли жене после его первого знакомства с ее сестрой.
Невзлюбив Бланш с первой минуты — за ее вычурную аристократичность, а так же за то, что она всячески настраивает Стеллу против него, Стенли объявляет «сестрице» настоящую войну. Все круто изменяется, когда ему удается «накопать» некоторые нелицеприятные подробности о прошлой биографии Бланш, а так же о нюансах продажи имения. Легкая «передышка», которую Бланш Дюбуа хотела получить в доме младшей сестры, оборачивается для нее настоящей трагедией, после которой она оказывается в психиатрической лечебнице.
Мягкость врача — отношение, от которого она уже отвыкла, — все же успокаивает её, и она покорно идет за ним со словами: «Не важно, кто вы такой… я всю жизнь зависела от доброты первого встречного».
…
Данный спектакль нельзя отнести к какой-то одной узкой тематике. Можно сказать, что он повествует нам о трагедии старшей сестры, попавшей в крутой водоворот современных жестоких отношений и потерявшей вместе с родовым имением все свои прежние иллюзии. Но точно так же можно сказать, что пьеса рассказывает о непростой семейной жизни Стеллы – младшей сестры, живущей с грубым мужем дебоширом, но любящей его и ждущей от него ребенка. И наконец, можно сказать, что речь идет о желании и невозможности человека вырваться из несправедливых условий современного общества, но и это будет не полное описание всех вопросов, поднятых в данной постановке. Нынешняя работа Антона Безъязыкова весьма точно показывает нам проблемы героев произведения Теннесси Уильямса, но в то же время режиссер пытается охватить в ней практически всю проблематику современного быта. Современного, потому что, несмотря на давность написания пьесы — мы до сих пор продолжаем наступать на те же самые грабли, что и не один десяток лет назад.
После просмотра данного спектакля меня переполняли эмоции, но больше всего остального меня мучал один непростой вопрос – неужели только «Ангелы в белых халатах»* способны вырвать современного человека из всей грязи и жестокости нашего мира?
«Ангелы в белых халатах» — работники психиотрической больницы (прим. автора)
Георгий Нейперт
NK – TV.COM
Фото автора