Народный театр драмы «Зеркало», играющий 9-го июня последний спектакль своего 79-го театрального сезона, был первым во всём СССР, кому присвоили это звание. А тогда оно было высоким! Кухаркам, конечно, так и не удалось поуправлять государством – зато рабочие и колхозницы не только строили великую страну, но и пели, плясали, крутили фуэте, играли джаз и роли в пьесах. Самодеятельные коллективы были в большом почёте – ими гордились. Удивительно, но на стройке Кузнецкого меткомбината, которая велась по колени в ледяной воде, а жить приходилось в дощатых бараках, каждый вечер шёл новый спектакль – прав был товарищ Маяковский, революционный поэт, что гвозди бы делать из этих людей!
История «Зеркала» и история Новокузнецкого драматического театра начались одновременно – даже в одном месте. Сначала это были летучие бригады приезжих актёров, которые лежали под теми же телегами и ели тот же хлеб, что и все кузнецкстроевцы, а вечерами учительствовали в кружках ликбеза и устраивали представления. Только за один октябрь 31-го года они сыграли 27 спектаклей… Шекспиру такое и не снилось!
Через несколько месяцев у рабочего театра появился собственный дом – деревянный клуб имени Эйхе. Был такой революционный герой, латыш, ставший организатором репрессий. 3 апреля 32-го года там дали первое представление, торжественно отметив первый выпущенный заводом чугун. В начале 33-го года клуб Эйхе, находившийся на площади заводоуправления, как и большинство новостроек того времени, сгорел, и пожар уничтожил все декорации и костюмы.
200 дней шло строительство нового театра – днём и ночью. Отвратительная погода, болотистый грунт… А строили такое здание, какое казалось кузнецкстроевцам настоящим дворцом! Приехали новые актёры – из новосибирского «Красного факела» – разумеется, революционного. Ещё закладывался фундамент, а они уже репетировали. В утро премьеры сцену ещё окружали строительные леса. Стекольщики ещё ставили окна, а в сияющий «цех культуры» уже входили, топая тяжёлыми сапогами, рабочие. Много позже здесь появится мемориальная доска: «Театр металлургов построен в 1933 году за 200 дней коллективом Кузнецкстроя. Первый спектакль «Интервенция» был дан в канун XVI годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».
Время – это удивительно эластичный ластик, который без следа стирает прошлые столетия, щемящее тепло человеческих жизней, их чувства, мысли, мечты. Сейчас и не найти имён первых Офелий и Гамлетов кузнецкстроевской сцены – остались только стеклянные пластины 30-х годов с проступающими серебряными тенями кажущихся почти нереальными лиц тогдашних актёров. Они хранятся в музее Бардина… А ведь они жили! Мечтали, играли… В первый же сезон дали 87 спектаклей. Причём это была не какая-то там обязаловка – заводчане сами покупали билеты в театр, было продано 80 тысяч билетов.
Ставили, конечно, не Шекспира с Чеховым, а преимущественно пьесы из жизни трудящихся, а зрители, эти самые трудящиеся, если чувствовали фальш, тут же громкогласно об этом заявляли. Кроме приезжих актёров, а в труппе была, например, некая актриса Московского театра оперетты, бог знает, какими судьбами оказавшаяся в наших краях, которая днём стояла у мартена в качестве третьего помощника сталевара, а после смены на добровольных началах отдавалась во власть Мельпомены, в театре металлургов начали репетировать и играть простые работяги – театр-то рабочий!
Через три года профессионалы и любители окончательно разошлись. Новокузнецкий драматический театр зажил собственной театральной жизнью – до 14 мая 38-го года он ещё носил имя революционера Эйхе, но 26 мая уже был переименован в городской театр имени Орджоникидзе, который в 63-м году получил новую сценическую площадку. А в построенном в 36-м году Дворце культуры кузнецких металлургов обосновался самодеятельный драмкружок, который возглавил актёр Януш, и куда приходили актёрствовать исключительно рабочие комбината.
Вот с этого времени и отсчитывает свои сезоны народный театр драмы «Зеркало» – нынешней осенью у него начинается юбилейный 80-й театральный сезон! В 50-60 годы любительскими спектаклями занимались Хазанов и Сорокин. В 60-70 годы здесь работал режиссёр Виктор Гюнтер, попавший в Сталинск после эвакуации из блокадного Ленинграда. Кроме гюнтеровских актёров во Дворце культуры Кузнецких металлургов кого только ещё не было! И оперетта, и балет, и ансамбль песни и танца, и духовой с эстрадно-симфоническим оркестры… Да и сама любительская театральная жизнь шла с размахом сразу в трёх коллективах – театре драмы, театре юного зрителя, агиттеатре «Искремас» (искусство революции – в массы!). А заниматься сюда приходили прямо от станков и мартенов.
В 61-м году театральный драмкружок стал народным театром драмы – одним из первых в стране! Такое же звание немногим позже было присвоено и театру юного зрителя. И они, и «Искремас» базировались в ДК КМК, а играли на сцене театра металлургов. 1 сентября 79-го года режиссировать народным театром юного зрителя пригласили Сергея Михайловича Радыгина, уже успевшего заявить о себе несколькими детскими спектаклями, в том числе и «Педагогическую поэму Макаренко», вместе с ребятами из новокузнецких ПТУ. Естественно, пэтэушники потянулись в ТЮЗ за своим режиссёром.
Сергей Михайлович – выпускник второго набора только-только появившегося тогда на свет Кемеровского института культуры. В Новокузнецке он оказался по распределению. Ставил пьесы в народном театре юного зрителя, играл на сцене у Виктора Гюнтера… и сам не заметил, как стал его преемником! В 83-м тюзовские мальчишки и девчонки выросли до взрослых ролей, а он – до режиссёра народного театра драмы. Тогда же под началом нового режиссёра и произошло объединение трёх коллективов в один… Драматический, ТЮЗ и «Искремас» слились, чтобы на свет появился народный театр драмы «Зеркало»!
Над вопросом, сколько наш будущий 80-летний юбиляр уже поставил спектаклей, Сергей Михайлович Радыгин надолго задумывается. Потом улыбается: «Только я – около сотни. А до меня Виктор Гюнтер – в те годы много играли. А до него Сорокин, Хазанов, Януш… Театральная история у «Зеркала» – впечатляющая!!
В постановочном списке Радыгина, и правда, десятки пьес – классических и современных. Актуальных – даже смелых. Например, он первым в СССР поставил спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война», только-только опубликованной в «Юности». Это было в начале 80-х, когда маховик цензуры, безукоризненно отлаженный за долгие десятилетия социализма, работал ещё без сбоев. Но, ломая идеи режиссёров профессиональных театров, он абсолютно не трогал любительские. Сергей Михайлович 15 лет входил в театральные лаборатории режиссёров России. 10 лет из них – в лаборатории Марка Захарова. По его словам, это были золотые времена для любительских театров.
Ни новые театральные формы, ни «нецензурные» пьесы не помешали режиссёру Радыгину получить в 1985 году знак ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве». А во время «шушенской ссылки», куда Сергей Михайлович, «сам себя сослал» в начале 90-х, он создал в Шушенском чудный маленький любительский театр, гремевший на весь край и за его пределами… и получил звание «Заслуженного работника культуры России».
В 2006 году он вернулся в Новокузнецк – снова режиссёром народного театра драмы «Зеркало». Его актёры давно не принадлежат исключительно к рабочего классу. Большей частью это инженеры, педагоги, психологи, есть предприниматели и студенты. Правда, одна из ведущих актрис – машинистка башенного крана. Всего 26 человек. Они сами шьют костюмы, сами вскладчину покупают декорации.
В нынешнем «Зеркале» уже нет агитационного «Искремаса, а главное – нет ТЮЗа. И это, по словам Сергея Михайловича, самая большая беда для театра – ведь он всегда пополнялся за счёт подросших тюзовских ребят. Здешние актёры – все старая гвардия. Кто-то ходит сюда ещё с середины 60-х, многие по 30 лет, даже «зеркальная» молодёжь уже играет по 10 лет и больше.
Но они играют и поэтому любительский театр живёт! По 5-8 спектаклей в год на сцене театра металлургов, по 10-15 спектаклей в год на малой сцене в читальном зале ДК КМК… Причём дают по две премьеры за сезон, а это, поверьте, для «Зеркала», которое, кроме его режиссёра, актёров да верных зрителей никому, похоже, не нужно, не так уж и мало!
В 79-м предъюбилейном театральном сезоне режиссёр Радыгин поставил две премьеры – комедию-буф Петра Гладилина «Музыка для толстых» и пьсему Джона Патрика «Дорогая Памела», которую театральные критики давно окрестили «рождественской сказкой». Вот только у Радыгинского «Зеркала» она совсем не сказочная, хотя, как и было написано автором, со счастливым концом… Сами приходите – увидите! Последний спектакль нынешнего «зеркального» сезона идёт в театре металлургов 9-го июня в 18.00. До встречи в зрительских рядах – посопереживаем вместе!
Полина Тихомирова.
Фото со страницы народного театра драмы «Зеркало» вКонтакте: vk.com/club3705683