В паллиативной помощи нуждаются сегодня от трети до 90% всех умирающих больных, таковы данные ВОЗ. Если говорить о нашей стране — это огромная армия страдающих — около 800 тысяч человек ежегодно. Причем речь не только об онкологических заболеваниях. Две трети — больны другими неизлечимыми заболеваниями. И говорить только об обезболивании — это значит сильно упростить и сузить проблему. Об этом говорили участники «круглого стола» по развитию паллиативной медицины, организованного ОНФ.
Народный фронт озаботился проблемой потому, что не реагировать на ставшие уже многочисленными самоубийства раковых пациентов невозможно. «Многое вроде бы делается, например, минздрав сообщил, что в несколько раз выросло число паллиативных коек, — сказал эксперт ОНФ Николай Николаев. — Однако давайте все же отвлечемся от этих абстрактных цифр и посмотрим, что происходит в реальности. А в реальности, чтобы получить обезболивающее лекарство выписанному из больницы жителю Тывы, его родным приходится форсировать реку, добираться 200 километров до города, где есть специализированная аптека. И так — каждые семь дней».
«Регионы заказывают определенное количество наркотиков, получают квоту, но выбирают ее менее чем наполовину, — рассказала глава благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. — Это значит, что врачи по-прежнему не назначают лекарства всем, кому они нужны, по-прежнему с трудом переводят больных на наркотические анальгетики, когда перестают помогать обычные обезболивающие».
В России производят главным образом препараты для инъекций, а современные обезболивающие трансдермальные системы, таблетки, в основном импортные — они дорогие, и регионы закупают их неохотно. Значит, и здесь надо налаживать импортозамещение.
Еще одна ключевая проблема — это образование врачей. Причем если говорить о паллиативной медицине, нужно готовить не только врачей, но и медсестер, и нянечек. Необходимо также расширить понятие паллиативной помощи, включив в нее психологическую помощь и больных, и их родных. Увеличивать количество паллиативных коек необходимо, но также нужны отделения сестринского тухода и выездная служба.
Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева сообщила, что уже почти решен вопрос с обеспечением наркотическими препаратами больных, которые лечатся не по месту основного жительства. Порядок расчетов между регионами (ведь такие лекарства до сих пор получают только по месту прописки) должен в ближайшее время утвердить минфин. Кроме того, минздрав предложил регионам уже сейчас в обязательном порядке укомплектовать бригады «скорой помощи» наркотическими обезболивающими. Пока система паллиативной помощи выстраивается — часть ее функций возьмет на себя неотложная медицина.