Не успела мировая общественность оправиться от недавнего обвала фондового рынка Китая, как экономика КНР дала новый повод для беспокойства. Иностранные экономисты сообщили вчера о колоссальном и при этом растущем корпоративном долге Китая – 16,1 трлн долл. По оценкам Standard & Poor’s (S&P), это 160% ВВП страны, в США аналогичный показатель в два раза меньше. Китайская экономика напоминает бомбу замедленного действия. Некоторые иностранные эксперты опасаются, что если власти КНР прекратят поддерживать фондовый рынок – проблемы могут вернуться. По последним оценкам, чтобы остановить обвал бирж, Китай потратил около 480 млрд долл.

Задолженность китайских компаний составляет в настоящий момент 16,1 трлн долл., а через пять лет она вырастет до 28,8 трлн долл. Такие данные со ссылкой на расчеты S&P обнародовало вчера агентство Reuters.

Тем самым корпоративный долг в Китае достигает 160% ВВП КНР – это в два раза больше аналогичного показателя в США, сообщают иностранные наблюдатели. По их мнению, всему виной политика Пекина по стимулированию притока капитала в реальной сектор. Кризис корпоративного долга в будущем может привести к жесткой посадке китайской экономики. Более того, есть опасность, что и проблемы китайского фондового рынка сняты с повестки дня лишь временно. Как сообщило в конце прошлой недели агентство Bloomberg, ссылаясь на свои источники, спасение фондового рынка обошлось Китаю в 400–480 млрд долл.

Фондовый рынок КНР действительно как будто выздоровел. Но проблема в том, что произошло это исключительно благодаря мощной государственной подпитке. Чтобы продемонстрировать масштабность оказанной китайскими властями помощи, российские информагентства сравнивают потраченные средства с объемом международных резервов РФ. По данным Центробанка, в июле международные резервы России составили около 360 млрд долл.

В самом Китае эксперты и чиновники, однако, полны оптимизма. По итогам первого полугодия ВВП КНР вырос на 7% к первому полугодию 2014-го. Хоть рост китайской экономики замедляется, все равно данные по полугодию оказались лучше ожиданий. «Достижение отметки в 7% – отнюдь не случайность, – сообщила в пятницу «Жэньминь жибао». – В первой половине этого года были приняты благоприятные экономические программы во внешней торговле, в области потребления и предпринимательства. Поощрительные меры не только предоставили опору, но и позволили разным отраслям производства придать уверенности экономике и выйти из зоны падения».

Оптимизм Пекина поддерживают и некоторые международные организации. В конце недели глава Всемирного банка (ВБ) Джим Ен Ким высоко оценил предпринимаемые премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном меры.

Как затем сказал на пресс-конференции глава ВБ, экономика КНР, несмотря на колебания фондового рынка, остается сильной и прочной. По его словам, Китай после случившегося в 2008 году глобального кризиса делает крупнейший вклад в рост мировой экономики – по грубым расчетам, на долю КНР приходится примерно 30% мирового экономического роста.

«Руководство Китая решительно продвигается вперед к своей амбициозной программе экономических и социальных реформ, которая предполагает трансформацию модели экономического роста страны в более эффективную, качественную и экологически устойчивую», – цитирует главу Всемирного банка агентство «Прайм».

Еще одна новость минувшей недели, которая одних наблюдателей воодушевляет, других разочаровывает, – обнародованный Китаем объем его золотых запасов. Этих данных ждали шесть лет. Выяснилось, что за период с мая 2009 года по июнь 2015-го золотые запасы КНР выросли на 57% – до 53,3 млн унций, или 1,658 тыс. т.

Для сравнения: объем российских запасов золота в июне составил 40,2 млн унций, или 1,25 тыс. т. Китай обогнал Россию и занял пятое место в мире по запасам золота. Но, как сообщает Интерфакс, на рынке ходили слухи, что Китай накопил за шесть лет 4 или даже 5 тыс. т золота, так что статистика Народного банка Китая некоторых наблюдателей охладила.

Как считают опрошенные «НГ» эксперты, России стоило бы диверсифицировать свое партнерство в Азии. Нужно развивать отношения не только с Китаем, но и с Японией, Индонезией, Малайзией, также необходимо постепенно возвращаться на европейские рынки в качестве активного игрока, полагает заведующий отделом востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. По его словам, всегда должна быть разумная альтернатива Китаю, ведь получается, что стратегический партнер РФ, на которого возлагаются большие надежды, не так уж устойчив.

«Задолженность китайских компаний начала расти еще в 2008–2009 годах, когда Китай пытался залить кризис наличностью. Именно поэтому в 2009 году, когда большинство экономик мира упали, в Китае все равно был рост. И многие удивлялись, почему он выбивается из общей тенденции спада. Но проблема как раз в том и заключалась, что Народный банк Китая и пять крупнейших банков страны выдали колоссальное количество кредитов», – напоминает Алексей Маслов.

Кредиты выдавались прежде всего структурообразующим предприятиям – в металлургии, оборонно-промышленном комплексе. Такие предприятия можно назвать планово-убыточными: получая кредит, они часто не могут обеспечить его возврата, при этом далеко не всегда они действительно оптимизируют свое производство.

В итоге, по словам эксперта, многие китайские предприятия привыкли жить в долг, постоянно перекредитовываясь и надеясь на дотации государства. Также, замечает экономист, сказалось несовершенство банковской политики, когда некоторые региональные банки выдавали кредиты дружественным предприятиям.

Маслов продолжает: в течение последних нескольких лет китайское правительство пыталось либерализовать экономику, государственный контроль над многими операциями отменялся – и одновременно с этим по-прежнему сохранялся абсолютно нерыночный характер экономики, когда государство регулирует курс юаня, выдает огромные кредиты и т.п. Все это исказило характер экономики КНР, считает он.

Кроме того, массово кредитовалось в Поднебесной и население, в том числе – чтобы покупать акции предприятий. По словам Маслова, 80% тех, кто торговал акциями в Китае, – частные инвесторы, склонные к ажиотажу представители среднего класса, а не профессиональные игроки. «Когда грохнулся фондовый рынок Китая, все эти тенденции вышли на поверхность. Оказалось, биржа торговала мусорными акциями. Это акции предприятий, капитализация которых в реальности значительно ниже, чем предполагалось на бирже», – поясняет эксперт.

«Фискальный кризис в Китае, на мой взгляд, уже состоялся. Просто Пекин о нем по понятным причинам не объявляет», – полагает Маслов. Именно поэтому России нужно обезопаситься от возможных рисков, связанных с дисбалансами китайской экономики. Как говорит эксперт, ожидать нового глобального краха из-за финансовых перипетий Китая пока не стоит, однако проблем у мировой экономики явно станет больше.

«Китай – крупнейший поставщик. Но он еще и крупнейший покупатель: нефти, газа, технологий, продуктов питания. Многие страны и корпорации ориентируются в выпуске своей продукции на Китай. Точно так же, как на Китай рассчитывает и российский нефтегазовый комплекс», – говорит Маслов.

Впрочем, некоторые эксперты надеются, что недавний обвал фондового рынка Китая больше не повторится и правительству КНР удалось вовремя купировать кризис.

«Я думаю, государственные деньги играют важную роль в поддержке фондового рынка, – говорит директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – Действительно, если бы этой поддержки не было, рынок продолжил бы падение как снежный ком. То, что китайские власти стабилизировали ситуацию, – правильно. Если мы посмотрим на отношение капитализации фондового рынка к ВВП, то китайский рынок относительно дешевый и привлекательный. То есть фундаментально он может начать расти». Правда, для этого, по словам эксперта, нужно, чтобы снова жажда наживы пересилила все страхи.

http://www.ng.ru/

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

У одних убавится, другим прибавится

Изменения в региональный закон «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных д…