Россия- страна Слова, соединенного с музыкой

Ещё весной в Кемеровской филармонии стартовал фестиваль, посвящённый самому молодому музыкальному классику XX века, выдающемуся композитору Георгию Свиридову, чей гений в силу разных причин мы в полной мере начинаем постигать только сегодня. Дело в том, что свой век — XX век  — Георгий Васильевич воспринимал как время убыли, упадка национального духа, как великую народную трагедию. А возрождение, его возможность, он видел только в возвращении к истокам, в том числе к истинному глубокому православному миросозерцанию. А это вряд ли соответствовало тогдашней официальной ,точке зрения на происходившее в стране советов. «Его творчество, — сказал однажды академик Дмитрий Лихачёв, — будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры». Будем верить, что мы на пороге этого возрождения.

Во всяком случае невероятно эмоциональный и духоподъёмный концерт, который дал в ДК «Алюминщик» лауреат международных конкурсов Новокузнецкий муниципальный камерный хор под управлением художественного руководителя и главного режиссёра заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Сергея Липового при участии также лауреата международных конкурсов Губернского камерного хора Государственной филармонии Кузбасса (художественный руководитель и главный режиссёр — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Ольга Шабалина, хормейстер — Ольга Мельникова), навеял эту надежду, явственно, если хотите, обозначил параметры этого возрождения.

Концертную программу музыкального посвящения Георгию Свиридову открыл хоровой эпиграф — хор на стихи Александра Прокофьева «Наша Родина — Россия» (солистка Оксана Гордиенко), где всё точно, где отточена каждая музыкальная фраза, где музыка, рождаясь в душах поющих, поднимается к небесам Родины.

Следом прозвучали три хора из музыки Георгия Свиридова к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» — «Молитва», «Любовь святая», : «Покаянный стих», написанные композитором в 1973 году, когда эта музыка резко контрастировала с привычным кругом  тем и образов того времени — прежде всего своим глубоким духовным содержанием.

Над «Песнопениями и молитвами» — этими маленькими шедеврами хорового письма —

Георгий Свиридов работал на протяжении последнего десятилетия своей жизни. Это произведение, которое считают вершиной музыкального искусства композитора, стало не только завершением его творческого пути, но и глубоким осмыслением сложного исторического опыта, пережитого Россией в XX веке. Из хорового цикла прозвучали два Кондака — «О мытаре и фарисее» и «Заутро услыши глас мой» (солист Юрий Рыжов).

«Для меня Россия — это страна Слова, страна Песни, страна просторов, страна Христа», — говорил Георгий Свиридов. — «Художник призван по мере сил служить раскрытию истины. Истина же может быть заключена в синтезе слова и музыки. Для меня это так. Музыка сама по себе — искусство бессознательного, чувственного, искусство ощущений, душа мира. Слово же несёт в себе мысль о мире. Вместе они могут выразить Истину мира».

И потому в его творчестве ведущую роль играет вокальная музыка — музыка, соединённая со словом. И потому Георгий Свиридов написал так много песен, романсов, вокальных циклов, кантат на стихи великих русских поэтов — Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Блока, Есенина, поэтов Золотого и Серебряного веков русской поэзии, особенно близких к нему по духу.

Но на чьи бы тексты не были написаны музыкальные произведения Свиридова, в какие бы жанры они не были «отлиты» в их глубинном фундаменте всегда лежит традиция русской песни. В 1960-е годы композитором написана кантата «Курские песни», в которых он обратился к музыкальной кладовой своей Малой Родины — Курской губернии. Триптих «Три старинные песни Курской губернии», чрезвычайно выразительно исполненный (солистка Елена Пухoва, партия фортепиано — Наталья Ермолаева и Ольга Фомина, партия ударных  — Юрий Ткаченко, Кирилл Слепов, Владислав Блинов) и артистично поданный Сергеем Липовым за дирижёрским пультом завершил первое отделение концерта.

Второе составил хоровой концерт  «Пушкинский венок», в основу которого положено десять стихотворений поэта разных лет — от юношеских строк, полных любовного томления, до философских размышлений поздних лет. Это и хоровые эпические полотна, и камерные лирические миниатюры, связанные только музыкой. Это начало и конец человеческой жизни:

Аплодисменты были долгими, горячими и искренними. Этот концерт, безусловно, стал главным событием музыкальной осени. Событием уникальным, из тех, которые происходят, увы, не часто. И это мнение не только моё, но и тех, кто подходил поделиться со мной словами восторга.

Спасибо огромное! За талант — огромный, за глубину души — безмерную.

Андрей Краевский

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

На денег нет и суда нет

Чиновники освобождены от ответственности, если выявленные в их работе нарушения …