Новокузнецкий театр драмы выпустил новый спектакль. Премьера приятно удивила – честно. Правда, лично мне понадобилось некоторое время, чтобы смириться с небольшим «взрывом головного мозга», но потом всё пошло как по писанному. Главреж нашего НДТ Андрей Черпин в свойственной ему режиссёрской манере поставил «Лес» Островского интересно, зрелищно, динамично, а для этого немножко повольничал с классиком, но, думается, именно это сделало пьесу аж XIX века понятной современному зрителю с любым уровнем театральной подготовки.

Если вспомнить дословно текст Островского «Леса», то он начинается в усадьбе Гурмыжской – «обломка» тёмного царства феодально-крепостнической России, в котором уже пробиваются разнообразные «лучи света» и набираются аппетита молодые силы капитализма. Но что в этом тем, кто живёт уже в XXI веке? Да ничего! Черпин закручивает действие знакомым любому нынешнему школьнику образом – жаждущие славы и денег актёры пришли на «прослушку», а кастинг-режиссёр – это голос за сценой – выдаёт безразличную фразу о том, что им перезвонят… А они продолжают играть!

Режиссёр Черпин и увлечённые – это видно! – его режиссёрскими идеями новокузнецкие актёры смогли вытащить из своих героев всё, что вложил в них сам Островский… и довели это до весёлого абсурда. Ирина Шантарь играет Раису Павловну такой престарелой нимфоманкой, что просто пальчики оближешь. Особенно хороша, на мой взгляд, её сцена, где Шантарь-Гурмыжская включает луну, в мультяшном свете которой ожидает в пикантном неглиже юного любовника… под звуки известнейшей голливудской песенки юной Одри Хёпберн про «Лунную реку». Такая прелесть.

Сердечный друг комичной старухи, недоучившийся гимназист Алексей Буланов, роль которого исполняет Евгений Лапшин, тоже хорош – рвётся в бой, дрожит, старается, чтобы заполучить денежки кокетливой бабушки. Но он почти такой, каким его выписал классик, только одет, как одеваются молодые люди сейчас. А вот торговец лесом Иван Восьмибратов и походкой, и одёжкой, и «мовой» – вылитый пародийный браток из лихих 90-х. По-моему, у Александра Шрейтера эта роль получилась очень талантливо. И, главное, всё ведь логично – у Островского «нарождающийся капиталист», и тут представитель того же племени, заново формировавшегося в России как раз в те годы!

Ещё мне понравилась Мария Захарова – она играет Аксюшу. По Островскому, это существо, хоть и не совсем безропотное, но совершенно смирившееся с судьбой, какую ей ни организовала бы тётенька Раиса Павловна, она понимает своё место, плохо одета, мечтает о замужестве с любимым, в отчаянии готова утопиться. Конечно, Черпин – слава богам! – не заставляет её, например, уйти в актрисы, хотя и намекает на такое будущее, но во всяком случае переодевает в высокие чёрные гольфы, какие носят дерзкие девчонки-секси. А в сцене, где Аксюша признаётся возлюбленному, что задумалась утопиться, она и вовсе становится некоей гибельной русалкой. Только представьте: чернота, в котором дачная душевая наполняется колдовским зелёным светом, как омут, а на дне – девушка в длинном платье с распущенными волосами! Прямо мурашки по коже.

Петя – Евгений Лапшин – тоже очень славный. У Островского он просто не очень умный – в новокузнецком «Лесе» какой-то смешной, нелепый дурачок, таскающий странный горшок с голой палкой. Клоун – да и только. Да и парочка безработных актёров – тех, самых, что прослушивались на кастинге! – больше похожи на клоунов из цирка. Кривляются, ломаются, выкрикивают свои реплики. Но если Счастливцев – Олег Лучшев – делает это, в принципе, по роли, которую написал Островский, то Геннадий Несчастливцев – Артур Левченко – вообще-то племянник Гурмыжской и главный герой, вокруг которого должна бы выстроиться кульминация семейного и классового конфликта «Леса»… А она и выстраивается – только почти в самом конце спектакля, года монолог Несчастливцева-Левченко вдруг становится тихим, проникновенным и – из-за этого контраста с громким кривлянием! – особенно пронзительным. Браво.

Черпин начал репетировать «Лес» ещё весной. Говорил, что это будет постановка о том, что высокие слова, которые мы любим произносить, не имеют ничего общего с теми силами, которые направляют нас в жизни, а ещё… о человеческих страстях – мол, об этом и писал свою пьесу Островский. Обещал неожиданные сценографические решения и талантливую работу молодого театрального художника из Санкт-Петербурга Анастасии Юдиной… По-моему, всё так и вышло!

Родом нынешний главреж НДТ из Костромской области, учился в театральной академии Санкт-Петербурга, играл в телесериалах, снимал документальное кино, ставил «Король-Олень» по сказке-фьябе Карло Гоцци, «Остров сокровищ» по приключенческой книжке Роберта Льюиса Стивенсона, «Собачье сердце» по повести Булгакова, «Ревизор» по пьесе Гоголя и ещё порядка 20 спектаклей – в основном театральную классику. Работал в Петербурге, Вильнюсе, Томске, Барнауле, Красноярске, Ачинске, Астрахани, Салехарде, Ярославле, Харькове – в общем, театральная география получилась довольно разнообразная.

Свой первый спектакль в НДТ Черпин поставил зимой прошлого года – опыт работы с новокузнецкой труппой оказался удачным. Тогда в театральной лаборатории сразу несколько разных режиссёров вместе с актёрами драматического театра делали эскизы по произведениям Фёдора Михайловича Достоевского. Черпин выбрал «Дядюшкин сон», над которым думал уже давно, но решение эскиза пришло в голову в поезде по дороге в Новокузнецк. Вышел яркий и эффектный спектакль, где «дядюшка», жалкий престарелый князь, которого обманывают, над которым смеются, превратился… в бога Диониса, общающегося с «миром мёртвых» собственных оживающих воспоминаний, куда он в итоге и уходит, чтобы быть вечно свободным и счастливым.

Черпину нравится делать нечто сложное, даже в чём-то эпатирующее, но не в виде провокаций ради провокаций, а чтобы создать возможность поговорить о важных вещах, но при этом не утомить зал бесконечными однотонными монологами. Глаз тоже должен за что-то цепляться, поэтому главрежу НДТ ближе сочетание стилей, когда разные формы находятся в одном пространстве и времени, когда театральный язык наиболее полно выражает эпоху, в которой мы живём. Так что встречи с его постановками – в исполнении новокузнецких актёров! – оставляют довольно приятное ощущение… Ведь увидеть старую добрую классику по другому, по новому – это, как минимум, интересно! Советую.

Полина Тихомирова

NK-TV.COM

лес-1

лес-2

лес-3

лес-4

лес-5

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Подразделения правительства Кузбасса, объединяйтесь

Процессы оптимизации докатились до органов исполнительной власти Кемеровской области-Кузба…