И правда, «Седьмое утро» – это не просто мюзиклы. Это особая энергетика, которой артисты театра щедро обмениваются со своим зрителем. А зрители у «Седьмого утра» самые разные, от школьницы до католического священника, но все – искренние и очень эмоциональные! Нынешняя премьера мюзикла «Жанна д’Арк», которую поклонники «Седьмого утра» ждали девять месяцев, не стала исключением. Полный зал – даже стулья в партере пришлось подставлять! Воодушевлённые лица. Праздничное шуршание целлофаном букетов, приготовленных для артистов (а премьера в любимом театре – это, конечно же, праздник!). Розыгрыш призов от спонсоров – по номеру счастливых билетов… И вот гаснет свет, и начинается обыкновенное чудо – встречи такого разного новокузнецкого зрителя с трогательной историей Орлеанской девы, пожертвовавшей собой ради свободы родного народа!
А история получилась необычная – даже в чём-то неожиданная. Прежде всего, конечно, из-за образа самой героини. Жанна д’Арк «Седьмого утра» – не фанатичка, не сумасшедшая, не ведьма, не святая, а… простая, милая, наивная 17-летняя девушка, которая влюблена, помолвлена, мечтает о тихом семейном счастье, шутливо спорит с любимым, сколько у них будет детей. Вроде бы такая же, как все… Да нет – не такая! Как белая ворона среди чёрного воронья – с чистой, честной душой, которой невыносима любая ложь, зло, несправедливость… Настоящая Дева, которая, по легенде, должна освободить простых людей от захватчиков! Преданная всеми, даже любимым, который становится её палачом, она погибает на костре – ради той самой свободы для всех.
Мюзикл – жанр, как известно, лёгкий. Много музыки, вокала, хорошей хореографии, красивых костюмов, но, несмотря на всё это, в «Жанне д’Арк», созданной «Седьмым утром», есть необычная для большинства мюзиклов глубина. Жанне – как Христу! – предлагается три искушения. Первое – любовь и семейный очаг. Второе – слава и богатство. Третье – сама жизнь. Нужно просто отказаться от своей миссии, от имени… и души. Но Жанна, как и Христос, отвергает все три искушения. А перед самой казнью даже возникает тема Гефсиманского сада, где Христос просит отнести от него «эту Чашу» – судьбы, мучений, казни. Жанна тоже испугана, тоже взывает к Небесному Отцу. И она тоже предана тем, кому доверяла, кого любила…
Первый вопрос священнику новокузнецкого католического Храма Святого Иоанна Златоуста отцу Алексею Баранникову:
– Почему Жанну д’Арк канонизировали спустя почти пятьсот лет?
– Действительно, в 1909 Орлеанская дева была признана блаженной, а 16 мая 1920 состоялась её канонизация папой Бенедиктом XV – католическая церковь причислила Жанну д’Арк к лику святых. Не думаю, что по этому поводу шли какие-то споры – такое решение всегда требует времени. Да, с момента мученической гибели Жанны прошло почти пять веков, но память о ней осталась жива, народ её не забыл, она вела примерный образ жизни. К тому же уже через 25 лет после казни Жанна Д’Арк была реабилитирована и признана национальной героиней Франции.
– Вам понравился мюзикл «Седьмого утра»?
– Да, очень! Как мне кажется, театр «Седьмое утро» сумел воплотить такой образ Жанны, какой она была в реальности. В каждой из тысяч книг, спектаклей, фильмов о Жанне д’Арк её происхождение, личность, судьба трактуются на свой лад, но, на мой взгляд, именно прочтение этой истории театром мюзикла «Седьмое утро» наиболее близко к историческим сведениям. Это канонический образ Жанны, родившейся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны и рано осознавшей собственное призвание. Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сказали, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала ещё ряд важных военных побед. Ходили упорные слухи, что предали и передали её англичанам именно приближённые короля. Но инквизиция, не сумев доказать, что она ведьма, отдала её светским властям, которые осудили и казнили Жанну, обвинив в том, что она «вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». К сожалению, жизнь Орлеанской девы была короткой, а кончина мучительной и несправедливой, но в исторической перспективе справедливость в отношении Жанны д’Арк восторжествовала ещё на Земле – не только на Небе. А слава, которую у неё пытались отнять, осталась с её именем даже спустя века. Я очень рад, что театр «Седьмого утра», люди, никак не связанные с Церковью, заинтересовались такой исторической личностью и к тому же католической святой. Я сам видел, как были впечатлены и вдохновлены зрители в зале, как они оставались в своих креслах в антракте и искали в Интернете информацию о Жанне д’Арк. Это просто замечательно. Значит – судьба Орлеанской девы, действительно, и взволновала их и заинтересовала.
– И всё-таки Жанне д’Арк приходилось убивать, а как к этому относится канонизировавшая её Церковь – ведь это один из смертных грехов?
– Хотеть убивать, развязывать войну – это, действительно, страшный грех. Другое дело – бороться за родную землю, защищать людей. Эта война является справедливой – потому что она освободительная. Тонкости нравственного богословия позволяют участвовать в такой войне – это не считается грехом.
– Самая сильная, на ваш взгляд, сцена в мюзикле «Жанна д’Арк»?
– Если честно, было много очень трогательных моментов. Каждого зрителя в зале, наверное, задело за живое что-то своё. Лично для меня самой сильной темой, и правда, проникающей прямо в душу, были голоса святых, к которым обращалась главная героиня. Это очень важно – потому что голоса её не обманули, потому что её видения были настоящими. Орлеанская дева не была психически больной – она была святой, получившей при жизни, ещё в детстве и позже, реальный мистический опыт. Эта тема становится особенно яркой в связи с образом возлюбленного Жанны, который её предаёт и даже становится её палачом. У него ведь тоже «голоса», которые заставляют его надеть плащ палача. Только они совсем другие – не голоса святых, как у Жанны, а голоса гнева, зависти, мести, злобы – в общем, нашёптывания Дьявола. Сцена между Жанной и Жюльеном, который приходит её казнить, на мой взгляд, является лучшей. С одной стороны, она абсолютно соответствует жанру мюзикла – очень трогает чисто по-человечески. А с другой стороны, это очень глубокая сцена, дающая зрителям важное понимание, какие силы вступают в противоборство за душу человека.
– А тема свободы, о которой поёт Жанна и остальные герои мюзикла, – насколько она «в рамках» религии, веры, Церкви?
– Лично я ничего не увидел, что меня покоробило или хоть как-то оскорбило мои чувства. Тема свободы тоже очень сильная в мюзикле «Жанна д’Арк», и она совершенно не противоречит ни канонам Церкви, ни чувствам верующих. Вера всегда подразумевает свободу. Более того – без внутренней свободы настоящая вера просто невозможна.
– То, что «Жанна д’Арк» – это мюзикл, то есть история о католической святой представлена в таком «лёгком жанре», вас тоже не покоробило?
– Церковь не судит, какой жанр приемлемый и подходящий, а какой – нет. Мы все свободные люди, и у каждого свой путь к Богу. Например, рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда» показывали даже в церквях. Если такой популярный и востребованный сейчас язык, как мюзиклы, интересен людям, помогает им не только развлечься, но и сопереживать, и задуматься, то это очень хорошо.
Театр мюзикла «Седьмое утро» был создан в 1998 году. Выпустил более 10 мюзиклов. Многократно гастролировал во Франции, в Израиле, играл в Иерусалиме, Хайфе, Ариэле, Тель-Авиве и везде собирал полные залы – так же, как и в Москве, всех крупных сибирских городах, во всём Кузбассе. И в нашем Новокузнецке – снова! В социальной сети Контакт у «Седьмого утра» более 7 тысяч друзей – больше только у знаменитой Мариинки (Санкт-Петербург).
Полина Тихомирова
NK-TV.COM
Читатель242179
27.01.2016 15:36 в 15:36
У нас ещё оказывается католический храм в городе имеется
Читатель16475
28.01.2016 09:56 в 09:56
Где такой? Я тоже не знал.
Константин
28.01.2016 09:59 в 09:59
Был на мюзикле, что же могу сказать, ребята молодцы, смотрел до мурашек на теле, жена вообще проревела все представление. Сцена, которая больше всего понравилась — где палачем оказывается Жульен, даже я мужик со стальными 8 пустил слезу.