Реальные заработные платы россиян снизились за 2015 г. на 9,5% — гораздо сильнее, чем в предыдущие периоды спада в экономике. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Впрочем, при официально признанном уровне инфляции в 12,9% и с учетом проблем в экономике удивляться тому, что эта статья доходов населения неуклонно съеживается, не приходится. По данным Центра развития НИУ «Высшая школа экономики», с начала 2014-го падение средней реальной заработной платы составило 15%.

Это снижение не было равномерным для разных отраслей, отметила эксперт Центра Алена Чепель. Кроме того, в процессе развития кризиса менялся вклад факторов, определяющих динамику реальной (за минусом налогов и инфляции) зарплаты.

«Во второй половине 2015 года практически отсутствовал рост номинальной заработной платы; годовой прирост на 4,6% фактически обеспечило первое полугодие. Относительно слабая реакция занятости на кризис также стала фактором, тянущим вниз зарплатную динамику. Уровень безработицы, выросший в первом полугодии 2015 г. с 5,2% до 5,8%, до конца года оставался вблизи этой отметки, что отражает специфику российского рынка труда, для которого сохранение уровня занятости является приоритетом при выборе инструмента сокращения издержек компаний на оплату труда», — пояснила Чепель.

Действительно, работодатели, наученные кризисом 2008 — 2009 гг., предпочитают не увольнять сотрудников, чтобы впоследствии не столкнуться с дефицитом кадров. Поэтому замораживание либо снижение уровня зарплат для многих из них становится выходом из ситуации. Тем более, что, как прогнозируют эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы, устойчивое падение реальных зарплат и доходов населения продолжится и в 2016 году. Спасибо инфляции.

Сильнее всего по итогам прошлого года просели зарплаты в госсекторе — как ни крути, крупнейшем российском работодателе. «Из четырех экономических секторов (обрабатывающая промышленность, топливный сектор, сектор услуг, бюджетный сектор) сильно выделяется динамика зарплат бюджетного сектора, — констатировала Чепель. — Сокращение бюджетных расходов (в том числе на оплату труда) привело к снижению средней номинальной заработной платы в этом секторе, составляющем около четверти от общего числа занятых. Динамика номинальной зарплаты в других секторах не столь драматична». В результате покупательная способность заработной платы в бюджетном секторе снизилась в конце прошлого года до уровня начала 2012 года.

Сравнительно сильно, по данным эксперта Центра развития НИУ ВШЭ, замедлился рост номинальной зарплаты в сфере услуг, более чувствительной к изменениям экономической конъюнктуры. Реальная зарплата снизилась в этом секторе за период с начала 2014 г. на 13,5%, и ее покупательная способность достигла в конце прошлого года уровня начала 2010 года.

Таким образом, поддерживать номинальный рост зарплат продолжают только обрабатывающая промышленность и топливный сектор. Хотя и здесь дела обстоят не совсем благополучно — покупательная способность зарплат снизилась до уровня конца 2011 года.

Однако, несмотря на то что по результатам 2015 г. российские работодатели снизили зарплатные предложения по большинству вакансий, а вслед за ними уменьшились и ожидания кандидатов, в России еще остались отрасли, где соискатели могут рассчитывать на вознаграждения выше рыночных, рассказали «Yтру» в кадровом агентстве «Юнити».

«Среди них традиционные в последние годы хедлайнеры кадрового рынка — фарма и IT, а также новичок — производство продуктов питания, перспективности которому придала политика импортозамещения. Однако на рост зарплат могут рассчитывать только специалисты, обладающие нужными для работодателей компетенциями или ценным опытом в конкретной должности», — констатировали рекрутеры.

«Первая задача, которую решает сегодня большинство компаний из сферы производства продуктов питания, — оптимизация производства и улучшение качества продукции, — сообщил специалист по подбору персонала «Юнити» Руслан Карпов. — Эти цели определили высокую потребность в сильных технологах и руководителях производств. Среднее зарплатное предложение для них на 20 — 30% выше максимального для соискателей того же уровня в других сферах. Ценными для кандидатов являются знания и умение обучить персонал, а также выстроить все бизнес-процессы производства по международным стандартам».

В пример эксперт приводит проект подбора руководителя фасовочного производства для крупного дистрибьютора сыра в РФ. Работодатель определил зарплатные границы: от 200 до 250 тыс. руб. при средних по рынку 150 — 200 тысячах.

Среди других направлений, которые на кадровом рынке демонстрировали пусть сдержанный, но все же рост, — фармацевтическая отрасль. Здесь на протяжении всего 2015 г. появлялись вакансии, связанные с расширением производства.

«Из-за узости рынка и ценности профильного опыта работодателям приходится материально мотивировать кандидатов для перехода, – рассказала руководитель группы подбора персонала департамента Pharma & Medicine КА «Юнити» Кристина Аванесова. — Так, весьма ценным может быть специалист, претендующий на вакансию руководителя разработок, обладающий уникальными компетенциями: опытом разработки дженериков и оригинальных препаратов, а также знанием международных стандартов GMP, ICH, ISO. Встретить профессионалов аналогичного профиля можно крайне редко, и работодатели готовы переплачивать до 30%».

Еще одной сферой, где спрос на кадры сохранился, стала IT-отрасль. «Среди активных работодателей — компании, работающие на проектах, связанных с государством, — пояснил руководитель департамента IT & Telecom Александр Шахов. — Наиболее востребованы разработчики, в частности — Java, Java Script. Кандидатов достаточно много, но действительно сильных найти сложно. Соискатели чувствуют спрос, и часто при обсуждении перспективы перехода объявляют работодателю свои ожидания с учетом увеличения текущей зарплаты (примерно на 10%)».

В целом же, по данным исследования «Юнити», рынок сегодня снова принадлежит работодателям. Большинство из них уверены, что могут подобрать качественных соискателей, предлагая им зарплаты даже ниже рыночных. Однако практика показывает, что в свободном поиске находятся лишь кандидаты среднего уровня. Они действительно страдают от длительного поиска работы, что сказывается на их ожиданиях. При этом профессионалов работодатели стараются удерживать, и получить их за бесценок не удастся.

Утешением для ищущих работу в других отраслях пока что может служить тот факт, что, по прогнозам того же Максима Топилина, безработица в этом году не превысит 6%. Хотя, как известно, численность зарегистрированных в службах занятости не отражает реальную картину с безработицей, и процесс миграции россиян из неблагополучных регионов в поисках работы набирает обороты.

Не случайно же Минтруда предлагает выделить в рамках антикризисного плана правительства до 10 млрд руб. на дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

http://www.utro.ru/

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Поправки в областной бюджет

Областные парламентарии внесли изменения в областной бюджет, а также в региональный закон …