Оптимизм, связанный с постепенным снижением долгов по зарплате, посетивший было экспертов в конце прошлого года, разбился о данные Росстата за январь. Всего за месяц задолженность перед работниками выросла на 760 миллионов рублей.

С одной стороны, данные января, треть которого страна практически не работала, являются не очень показательными. С другой — ситуация в экономике остается сложной. Есть риск, что объем долгов будет расти. Пока же по итогам января сумма задолженности выросла сразу на 21,3 процента — до 4,3 миллиарда рублей. 35 процентов долгов приходится на транспортную сферу, 29 процентов — на обрабатывающее производство, 19 процентов — на строительство, 5 процентов — на добычу полезных ископаемых и так далее. Кровно заработанных денег вовремя не получили 74 тысячи человек.

Задолженность по зарплате за последний месяц в общем объеме просроченной задолженности составила 28 процентов. 83 процента долга пришлись на сферу здравоохранения и предоставления социальных услуг, 74 процента на сферу образования, 52 процента на производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Ситуация очень тревожная, говорит первый заместитель гендиректора Всероссийского центра уровня жизни Николай Волгин. По его прогнозам, рост долгов по зарплате продолжится в ближайшие месяцы. Но и паниковать пока рано, уверяет в ответ доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН Сергей Смирнов.

«Часть месяца приходится на праздники, и новые контракты с работодателями или еще не заключены, или не продлены». Кроме того, как отмечает Смирнов, сейчас повторяется ситуация 1990-х годов, когда работодатели старались народ не увольнять, сохраняя занятость, но при этом придерживая выплаты.

«К тому же была информация о том, что сейчас растет масштаб обналички. Это может говорить о том, что доходы сейчас начинают скрываться в конвертах», — рассуждает эксперт. В результате долги по зарплате формально растут, а фактически люди деньги все-таки получают.

Почему главными проблемными точками стали транспорт и строительство? В первой сфере идет снижение объема перевозок, чему способствовали и сами власти, вводя новые виды сборов, — взять тех же владельцев большегрузов, перечисляет Смирнов. Со строительством тоже понятно — в условиях падения цен на недвижимость вкладываться в эту отрасль становится менее выгодно, а реализовать уже имеющиеся объекты сложнее.

Тем не менее зарплату людям надо платить. И власти готовятся ужесточить наказание в отношении нарушителей трудового законодательства. Правительством РФ в конце января в Госдуму внесен законопроект о повышении штрафов, по которому максимальный порог повышен с нынешних 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Впрочем, одними карательными мерами системно решить проблему не получится, уверен Смирнов. Нужны еще и экономические стимулы, чтобы оживить тот перспективный бизнес, которому сейчас особенно худо. Но главное, надо помочь людям, оказавшимся в непростой ситуации, говорит Волгин: «Вероятно, стоит подумать о выплате работникам некоего пособия, чтобы банально свести концы с концами. Ведь задержки по зарплате иногда длятся и три месяца, и полгода, и даже год».