Поздно вечером в дом нью-йоркского священника позвонил по телефону незнакомый человек, умоляя выслушать его и помочь, но уставший после службы священнослужитель, занимавшийся своими делами, ответил, чтобы тот приходил утром в церковь, когда она будет открыта. Бедняга не захотел или не смог пережить эту ночь, и потрясённый его самоубийством священник дал на следующий день газетное объявление: «Прежде чем уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».
Это было в начале прошлого века, а полвека спустя другой священник, из Лондона, обеспокоенный ростом самоубийств, также напечатал в газете свой телефонный номер – чтобы людям было с кем поговорить, и они не спешили делать отчаянный шаг. Ему часто звонили, и с тех пор «телефоны доверия» работают во всём мире. А в начале 90-х годов, когда рухнул великий и могучий СССР, в котором не было не только секса, но и никаких проблем, такие службы появились и в нашей стране.
Насчитывалось их чуть больше двух десятков – в основном, конечно, в Москве, Питере, других мегаполисах. Один из первых телефонов доверия России – в 1991 году! – был создан в Новокузнецке. Его, как и Центр психолого-педагогической помощи, основала Наталья Борисовна Сосновская – известный в нашем городе человек, социальный психолог, автор множества публикаций, обучающих программ и пособий, участник конференций регионального и международного уровня. Её общий педагогический стаж в высшей школе – более 40 лет. За создание и развитие психологической службы города и области Наталья Борисовна была награждена медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» и орденом «Доблесть Кузбасса».
Тогда, в начале 90-х, всё приходилось делать самим, начиная… с побелки. Нужность телефона доверия городу, горожанам надо было ещё доказать! Вот Сосновскую и её единомышленников и «кидали» из одной «конуры» в другую – там они, как могли, своими силами делали ремонт, белили, красили. Даже члены семьи им помогали! Наверное, поэтому никакие трудности не казались непреодолимыми. А главное – они ведь были уверены, что такая служба очень нужна.
90-е были тяжёлым временем – всё, к чему люди привыкли, рушилось, хаос, растерянность, безденежье, а тут появилась возможность получать психологическую помощь – экстренную, по телефону! Правда, профессиональных психологов в тогдашнем телефоне доверия было совсем немного. Почти у каждого была собственная профессия, место работы, а отвечать на звонки стало для них волонтёрской деятельностью – так это сейчас называется.
Все прекрасные, искренние женщины, умницы, личности! У Ольги Анатольевны Дубновой была собственная психологическая практика в городе, её очень хорошо знают. Лилия Владимировна Цай – превосходный врач-психотерапевт – теперь живёт в Москве, куда она переехала к детям. Педагог Светлана Ивановна Пестерева привлекала на помощь профессиональный опыт своего мужа, известного в Новокузнецке нарколога, а об этой проблеме тогда практически ничего не говорили… И всех держала одна энергия – живого интереса, желания помогать!
Через два года телефон доверия стал муниципальным. Пришли новые люди – все психологи по образованию. Но, как и раньше, работа осталась «заточенной» исключительно на практику – экстренная психологическая помощь по телефону, очное консультирование, тренинги. А ещё здешние специалисты всё время навещают пожилых
людей, детей, находящихся в отделениях дневного пребывания, которые относятся к соцзащите. Иногда приходится обсуждать самые неожиданные темы – например, пациентки сами попросили психологов поговорить… о любви в пожилом возрасте. Непростой получился разговор, если честно.
Центр психолого-педагогической помощи – как отдельная, самостоятельная служба считающий свои последние денёчки – тесно сотрудничает с МЧС, следственным комитетом, городскими школами. Школьное руководство, заключая договор с центром (это абсолютно бесплатно!), само определяет, какие тренинги для их школьников сейчас «самые-самые» – профилактика агрессивного поведения или наркомании, или курения, а может, работа над коммуникативными качествами – это если у детей, к примеру, ну никак не получается дружить.
Кстати, на общероссийский детский телефон доверия, который неустанно «рекламируют» наши психологи, больше всего по всей стране звонят именно мальчишки и девчонки из Новокузнецка и ещё девяти городов Кузбасса. Нет, не потому, что кузбасских школьников сильнее обижают… Просто они не боятся, открыто общаются, уверены, что им ответят не строгие, как учителя и родители, взрослые, а друзья и помощники.
А психологическая служба МЧС уже много лет привлекает здешних специалистов, когда происходят какие-то серьёзные трагедии. Психологи новокузнецкого телефона доверия выезжают на места, общаются с семьями, поддерживают тех, кто потерял своих родных. Так было на шахте «Распадская» в Междуреченске, и когда случился взрыв бытового газа в Новобайдаевке, из-за которого пострадали несколько квартир, и во время паводка.
А в 2014 году новокузнецкие психологи работали с беженцами из украинского Приднестровья. Это был первый опыт такого характера: большое количество психологических травм, потеря близких, непредставимые ужасы войны. Конечно, вернуть мир в души этих людей было очень непросто.
Но и постоянная работа со следственным комитетом ничуть не легче. Бывают очень тяжёлые случаи – дела, где потерпевшие подвергались насилию. Особенно тяжело, если это дети. В профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов не хватает психологической основы для работы с такими потерпевшими, и наши психологи – по соглашению между управлением образования, органами соцзащиты и следственным комитетом – присутствуют на следственных действиях вместе с родителями. Это больно, страшно, сложно… Конечно, каждый такой случай психологи очень переживают, принимая это горе близко к собственному сердцу.
Полина Тихомирова
NK-TV.COM