Отповедь епископа депутатам горсовета

Важный документ поступил в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов (входящий № 510). Это ответ Правящего архиерея Новокузнецкой епархии епископа Владимира на просьбу народных избранников не создавать трудности горожанам при отпевании усопших. Читаю этот документ и диву даюсь. На мой взгляд, епископу Новокузнецкому и Таштагольскому явно не хватает мудрости. Но давайте прочтём эту бумагу вместе.

Вначале хочу искренне поблагодарить депутатов горсовета за то, что они написали прошение в Новокузнецкую епархию. Не отмахнулись от беды новокузнечан дежурной фразой: мол, церковь отделена от государства. Отделена то отделена, но прихожане одновременно и избиратели.

Далее хочу обратить внимание читателей на такую деталь. Переписка идёт с Комитетом по развитию местного самоуправления и безопасности горсовета, в компетенцию которого входит «содействие общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность на территории города». Думаю, что епископ Владимир (Агибалов) осведомлён, что председатель этого комитета Ольга Кшижинская – один из самых блестящих юристов Новокузнецка, преподаватель юрфака КемГУ. Тем не менее, архиерей на трёх страницах своего ответа пространно изложил азы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

При этом, на мой взгляд, лукаво и не логично увёл из центра внимания самую важную часть этой проблемы. Соответствует ли запрет епископа на отпевание усопших вне храмов церковному закону «О христианском погребении усопших» (Постановление от 2015 года Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла )? В трёхстраничном подробном ответе епископа этой заглавной теме посвящён лишь маленький последний абзац на последней странице.

Епископ пишет: «Новокузнецкая епархия полностью исполняет и не нарушает постановления Священного Синода Русской Православной Церкви «О христианском погребении усопших» (конец цитаты).

В одной из своих прошлых публикаций о запрете епископа («Епископ Владимир, – вы Бога забыли!!!») я писал об этом документе: «В нём говорится: «Заочное отпевание, то есть чин погребения без принесения тела усопшего христианина в храм (или приглашения священника для его совершения в ином месте) совершается…» (далее – перечисление обстоятельств, при которых разрешено заочное отпевание). По логике текста получается, что существует разделение на Заочное и Очное погребения. При очном погребении Священный Синод допускает два варианта отпевания: принесение тела в храм или приглашение священника для отпевания в иное место. При этом не регламентируется это иное место! И нет никаких ограничений для отпевания в ином месте!».

Получается, что я доказал: епископ перечит церковному закону, Священному Синоду и Патриарху. А архиерей предлагает депутатам свою, противоположную, версию об отсутствии противоречия между его запретом и законом церкви. При этом Владимир (Агибалов) не цитирует документ и не приводит никаких иных доказательств своей правоты. Видимо, надеясь, что к концу его пространного трёхстраничного ответа усталый читатель примет его утверждение на веру.

Никак в своём ответе епископ не объясняет и территориальную странность своего запрета. Отпевать вне храмов ныне нельзя в Новокузнецке и Новокузнецком районе. Хотя в епархию входят и другие города, и другие сельские районы юга Кузбасса. А так как запрет введён под предлогом борьбы с нарушениями (отпевание лже-священниками, запрещёнными в служении или лишёнными сана клириками, а также корыстными батюшками), то получается, что все эти злодеи живут и действуют только в Новокузнецке и его сельском районе. Но начисто отсутствуют в Мысках, Осинниках, Междуреченске, Таштаголе… Новокузнецк, получается,  – аномальная зона какая-то, где в близких к церкви людей под носом правящего архиерея (Новокузнецк — место нахождения офиса епископа, здесь его епархиальное управление) вселяется дьявол.

В ответе епископа утверждается, что вреда от его запрета якобы нет: «Данные решения не влекут ущемления прав верующих, поскольку сохраняют возможность осуществления этого религиозного обряда в многочисленных храмах Епархии и в исключительных случаях по просьбе родственников или близких покойного в квартирах, частных домах и на кладбищах».

Мне видятся в этом тексте такие лукавства архиерея.

Во-первых, мы вчера опубликовали репортаж из Спасо-Преображенского собора («Вы уже будете – третий гроб»), где, несмотря на многочисленность храмов в епархии, из-за возросшей нагрузки обряд отпевания стал оптовым и конвейерным. Отнюдь не настраивающим людей, как хотела бы церковь, «на молитвенный лад».

Во-вторых, журналистам нашего издания нигде не удалось найти перечня исключительных случаев, дающих право нарушить запрет епископа. Наоборот, в епархии заработал ранее покрытый паутиной церковный суд, где пытаются наказать батюшек по обвинению в нарушении запрета епископа на основании исключительности случаев обратившихся к ним родных усопших.

Кстати, послушайте слова двух новокузнечанок, недавно похоронивших близкого человека – видео добавлено к репортажу из Спасо-Преображенского собора и доступно на Ютубе под названием «Запрет на отпевание вне храмов Новокузнецка и Новокузнецкого района». Если никакого ущемления нет, и исключения действуют, то почему родные покойного с возмущением и слезами на глазах так негодуют по поводу запрета епископа?

Нет в тексте ответа епископа никаких объяснений и тому факту, что в Новокузнецкой епархии запрет на отпевание в Новокузнецке и его районе введён после отмены подобного запрета в нашем городе. В газете «Кузнецкий рабочий» 26 февраля 2011 года было опубликовано «Письмо Аристарху», которое, кроме кемеровского начальства новокузнецких клириков, было адресовано губернатору, мэру Новокузнецка, прокурору города и депутатам горсовета. Горожане, подписавшие это письмо (77 человек), убедительно просили отменить запрет на отпевание вне храмов в Новокузнецке.

Запрет отменили. Получается, что он был признан неправильным, ущемляющим права верующих. Что же изменилось с тех пор, что заставило епископа Владимира ввести этот запрет вновь?

У нас есть своя версия о причинах, побудивших Правящего архиерея Новокузнецкой епархии епископа Владимира (Агибалова) ввести такой запрет. Моя коллега Светлана Зеленина изложила его в одной из своих публикаций («Православные новокузнечане ограничены в праве на отпевание»): «Очень хочется верить в то, что решение епископа Владимира связано с заботой о пастве, а не желанием мести «искателям правды» после того, как в СМИ просочилась информация об очередном поборе с приходов на подарок правящему архиерею ко дню его рождения».

Если представить, что епископ мстит священникам Новокузнецка и Новокузнецкого района, которые ропщут на непосильные поборы, разоряющие маленькие и бедные приходы («Даже в церкви всё не так, всё не так, как надо?», «Если низлагать за вымогательство, в церкви останется «разве что с десяток епископов»?», «Не до шуток»), то, по-моему, всё встаёт на свои места. Это объясняет и территориальное ограничение запрета. И усиление контроля епархии за, наверное, самым доходным бизнесом церкви. И игнорирование мнения горожан и их представителей – народных депутатов.

На мой взгляд, всё дело в алчности правящего архиерея!

Но, если это так, такая позиция епископа ведёт в пропасть. Нарушает права верующих и отталкивает людей от православной церкви (ломает, как сейчас говорят, «духовные скрепы»). Ссорит епархию со светскими властями города.

Работая на NK-TV.COM, я присутствовал на заседаниях горсовета и писал о том, как по просьбе епархии депутаты выделяли средства из бюджета на поддержку православной гимназии, выделили под строительство нового  храма лучшее место в городе (пожертвовав сквером «Сказка» — бывшим автогородком и сотнями молодых берёз, высаженных тут руками этих же депутатов).

Епископ в своём ответе, как мне кажется, натыкал носом городских депутатов в азы (церковь отделена от государства), отказав им в благой просьбе. И как ему завтра идти к властям со своими просьбами? Такая позиция не представляется мне конструктивной  и мудрой. Как бы ни были законодательно отделены церковь и государство, мы живём в одном городе и горожане часто и прихожане – в одном лице.

Посеять раздор и непонимание легко. А восстановить потом репутацию – очень проблематично. «Война», которую, как я думаю, начал в Новокузнецке епископ Владимир с прихожанами, светскими властями и подчинёнными ему батюшками, добра не принесёт.

Михаил Зеленчуков

Внештатный корреспондент NK-TV.COM

Автору можно написать по адресу: zelenchukov@nk-tv.com

Комментарии

  • А правда,гнусность выходит.Помру в деревне,а чтоб отпеть,меня в город надо везти,в очереди постоять,а потом,опять в мою деревню везти к семейным могилам.Чуствую,не будут соседи с этим морочиться.

  • Не пристало священникаи,а тем более епископу волну такую поднимать в народе. А тут уже цунами прям движется. Интересно чем Агибалов думает? Как мышь спрятался и сидит на крупу дуется. При Аристархе тихо было и никто к церкве не лез. А тут такое про епископа местного нарассказывали,что диву даешься. Это ведь за какие такие "заслуги" его выдвинули? Неужели не было достойных кандидатур в Новокузнецке? Коррупция и в ней погрязла и церковь! Балом правят Мошкины...

  • вот это я зацепила вас, нехристи! нет, с Агибаловым не знакома. в Таиланд не летаю. меня ничья зарплата не настораживает. привела для примера. напраслину ни на кого не возвожу. но знаю, настоящие священники никогда не ропщут и ни с кем не станут обсуждать, сколько и куда они отчисляют со своего прихода. вся денежная информация закрыта. я ее не знаю. а откуда ее знаете вы? и интересоваться не хочу и не буду. истории про квартиры - так это полная чушь. А епископ молчит и оправдываться не будет, поскольку не в чем ему оправдываться. мир вам, добрые люди! счетоводы и клеветники!

    • Оправдываться это не его высочества дело. Но все равно боится . А правда она такая- глаза то колит. И кабы вы не были заинтересованны мадам,всем написанным тут,то не просвечивала бы так явно ваша злоба по отношению к тем,кто говорит правду про вашего подопечного.

      • Какого подопечного?! Только на богослужения и видела. Общаться не приходилось. Но общалась с другими батюшками, и все о нем только хорошее говорят.

        • Батюшки это Платицин и Червов! С другими пообщайтесь! Например с о.Олегом, которого сослали в манастырь подальше от жены и детей! Разрушает семьи!!! Точно МРАЗЬ!

        • Посмотреть бы тех батюшек,которые только хорошее говорят про Агибалова. Весь Новокузнецк ржал ,когда его в епископы возвели ,начиная от певчих. А теперь он себя и перед властью города показал. Неуважают его и в администрации города. Так что как бы Вам не хотелось,а "уважаемым"в городе его не назовешь.

  • О христианском погребении усопших
    Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами.
    Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). «В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие.
    Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле» , — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.
    Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле.
    В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации.
    Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф . Не получили христианского погребения, в том числе молитвенного напутствия, многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства. Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции.
    Заочное отпевание, то есть чин погребения без принесения тела усопшего христианина в храм (или приглашения священника для его совершения в ином месте) совершается, когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, или утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта или в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти. При невозможности установить факт смерти вопрос о заочном отпевании решается исходя из сроков человеческой жизни. Заочное отпевание также возможно в отношении лиц, близкие и родственники которых не желают совершения над ним чинопоследования погребения.
    Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует призывать к участию в молитве за усопшего членов его семьи и близких ему людей, дабы вси любящии умершего, его братия и друзи, сродницы и знаемии отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нем усердную молитву Христу Богу . Во всяком случае к участию в отпевании следует призывать тех, кто обратился с просьбой о таковом. Недопустима практика «выдачи земли» и «выдачи разрешительной молитвы» в отрыве от чина отпевания, совершаемого в присутствии родственников или близких почившего.
    Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия. Поэтому пастырям надлежит сопровождать чинопоследование отпевания подобающим словом, обращенным к родственникам и близким.

    • Евангелие от Матфея

      8:22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь
      мертвым погребать своих мертвецов.
      8:23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

      • Все! Усопших бросаем на улицы. Пускай сами себя хоронят! Деньги Агибалову он заставит попов молится! Жизнь прекрасна!!!!!!!

        • Читай правильно,-живые обязаны думать о жизни,о живом.Места Священного Писания об этом и гласят.

  • Этот документ находится на сайте Патриархия.ру от 05.05.2015 года.

  • Исследовав,всё ниже перечисленное,остаётся только сказать спасибо журналисту Михаилу,за статью,так как,рейтинг у мужиков поднимается по теме проституток,а значит,когда-никогда и демография России будет улучшаться,детки будут нарождаться,что и есть главное для людей-продолжение рода.А то,что каждому из нас придётся умереть-это и ежу понятно,земля наша любого человека примет,со слезами или с радостью его провожают на Суд Божий.А.С.Пушкин,здорово заметил.-Мы добрых граждан позабавим
    И у позорного столпа
    Кишкой последнего попа
    Последнего царя удавим.-

    • Вот вы благодарите: "за статью,так как,рейтинг у мужиков поднимается по теме проституток,а значит,когда-никогда и демография России будет улучшаться,детки будут нарождаться,что и есть главное для людей-продолжение рода". Вы правда думаете, что проститутки массово рожают от своих клиентов? Вы правда думаете, что проститутки и отдельные нестойкие священники совокупляются именно для улучшения демографии в России?

      • Читай ВНИМАТЕЛЬНО! Рейтинг поднимается у мужиков,когда о бабах разговор идёт.И проститутки многие рождают от хорошего мужского рейтинга,ибо,они бабы и не только деньгами счастливы.А массово размножение происходит,у бродячих собак,кошек с котами,кроликов,что в Природе есть хорошо.

  • Зачит всетаки Агибалов пошел умышленно против постановления Священного Синода (о чем свидетельствует документ). Мошенник и вор. В горе людей добавил еще большее горе. О.Олега Жеренкова снял с настоятельства. Приход сделал приписным. Теперь служба в с.Костенково будет 1 раз в год. Умер приход! Не епископ, просто мразь! Жалко священников.

    • Костенково и весь тот край угольщикам сданы, зачем там приход православный? Все повязано: и власть, и бизнес, и церковь. Зря Агибалов плетет про то что Церковь отделена от государства. Деньги все объединили

  • давайте побольше трэша)
    А вообще,МИш, всё это херня полная, ты уже почти год мусолишь эту тему, а чего добился?- что того кто проплатил тебе это лишили возможности служить, а значит ты херовенький пиарщик)

    • Печалит то,что это комментируют не "журналюги отпетые",а святые отцы.Маски с попов сорваны.Ни мыла ни шампуня отмыться не хватит.Показали свое нутро гнилое.На проповедь завтра выйдете,а народец то думку про вас всех задумал.Булыжник-орудие пролетариата.Не забыли?

      • Эти статьи про епископа и епархию, которых тут за полгода уже с десяток напечатано, перекопировали себе уже десятки других сайтов по стране. Включая популярные блоги Калаказо и Кураева. Статьи распространены и в соцсетях, где тоже обросли комментариями. Почему епископ не принял меры к успокоению ситуации после первых статей? Почему дал скандалу разрастись до таких масштабов? Как это оценивает митрополит? Теперь это грязное бельё епархии на многих сайтах России. И вычистить это из Интернета невозможно. Кто виноват? Посмотрите первый абзац статьи, которую мы сейчас комментируем. ИМХО.

      • Дело в том,уважаемые,что читая все это я сделал один вывод. Епископ теперешний бабник,алкаш ,травку курит,с проститутками знаком. Получается не должон он быть епископом,по моему уразумению. Попы пишут все это ни зря. Видать поднадоел он им епискупша "дорогой". А вот у попов спрашивают как они к людям то выйдут,а как сам то ентот епископ выходит к народу ??? Во!! Ентот вопрос меня так больше интересует. Али он глазоньки то свои бестыжеи прячет? Удачи вам попики! А мы народ завсегда с вами!

        • Окстись,что ты прочёл,написано теми кто далёк от попов и очень любят от А.С.Пушкина,-Сказка о попе и его работнике Балде.-

          • А вы случайно не епископ, ну или его служка?

          • Служкой быть-твоя судьба,а так как я не епископ,обязан сказать.что заметил за тобой.

          • Ммм...не серчай дорогой!!! Видать тяжела твоя ноша, али чего то гложит тебя. Крепись,кому сейчас легко

  • Меня печалит, что комментарии опустились до уровня "сам дурак", грубых оскорблений и злорадства. Этот сайт хоть чуточку, но отличается в лучшую сторону от других местных новостных сайтов, где пишут всякую чушь либо перепечатывают мировые новости. Пишут там кратко, так как их аудитория длинных текстов и аналитики явно не осилит. Здесь есть попытка понять и от журналистов, и от комментаторов. Но скатывание в злобствование есть оценочная тенденция. Либо из города уже уехали все умные люди. Либо единицы умных замолчали - не желая метать бисер перед возможно захватившими Новокузнецк свиньями. Либо даже в церкви (епархии) порядочных и мудрых священников единицы остались. Этот сайт наверняка скоро можно будет закрыть за отсутствием в городе достойных его читателей. Либо и он должен опустить планку до нынешнего новокузнецкого читателя.

    • У тебя мудрости,как навыков гинеколога,у многих из тут присутствующих,уважаемых граждан,нашего города Новокузнецка.

  • А в переполненных гробами соборах это сейчас делается на бегу, наспех написал:

    "Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия. Поэтому пастырям надлежит сопровождать чинопоследование отпевания подобающим словом, обращенным к родственникам и близким".

Последние публикации

Пока селяне спорят страдают жители

Селянин селяниу через арбитраж перекрыл дорогу, углевозы в итоге пошли через поселок мимо школы и… Читать еще

12 часов назад

Вкрутую меру: в РФ введут новый механизм сдерживания цен на яйца

В России введут новый механизм сдерживания цен на куриные яйца. Как выяснили «Известия», торговым сетям запретят… Читать еще

18 часов назад

В Новокузнецке водителя автобуса оштрафовали из-за телефона

В ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу 26 сентября сообщили, полицейские привлекли к… Читать еще

18 часов назад

В Новокузнецке отменяется бесплатный проезд для пенсионеров

В Новокузнецке отменяется бесплатный проезд для пенсионеров. Льгота работала всё лето и помогала пожилым людям… Читать еще

18 часов назад

Власти объяснили изменение статуса Междуреченска с городского округа на муниципальный

В Кузбассе город Междуреченск официально стал Междуреченским муниципальным округом. Как пояснил мэр Сергей Перепилищенко, это… Читать еще

18 часов назад

Правительство РФ выделит Кузбассу финансирование на ускорение ремонта мостов

На ремонт мостов и дамб Кузбассу выделят дополнительное финансирование. Как сообщают в Правительстве РФ, это… Читать еще

18 часов назад