В России началась разработка концепции государственной языковой политики. Координирует эту работу Общество русской словесности под председательством патриарха Кирилла. А ключевые рабочие группы возглавили преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), что неудивительно, поскольку на базе этого вуза действует НИИ проблем государственного языка.

Эксперты, участвующие в разработке концепции, сравнивают этот проект с екатерининскими реформами русского языка. Главные направления концепции — создание механизмов независимой оценки учебников и словарей, поддержка чтения, преподавание русского языка как иностранного и формирование библиотек.

Группу по разработке механизмов независимой оценки учебников и словарей возглавил руководитель Центра русского языка и славистики Российской академии образования (РАО), председатель наблюдательного совета Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и проректор СПбГУ Сергей Богданов.

По его словам, в последние годы поддержке русского языка уделяется большое внимание, но четкой концепции государственной языковой политики всё еще нет. Выработка «общенационального консенсуса» в этом вопросе и является главной задачей всех рабочих групп.

Что касается учебников по русскому языку и словарей, то речь идет об установлении правил их использования в системе образования. Здесь важно не повторить ошибок, которые были сделаны несколько лет назад.

— В 2009 году вышел приказ Минобрнауки, которым в качестве источников норм современного русского языка были утверждены четыре словаря. Все они были неплохие, но выбор был совершенно случайным. Более того, все словари относились к одному и тому же издательству. Конечно, общественность высказывала вполне оправданную тревогу. Таких вещей нам нужно избежать, — рассказал «Известиям» Сергей Богданов.

Некоторым вещам русисты предполагают поучиться у историков. Сергей Богданов привел в пример единый учебник истории, созданным стараниями Российского исторического общества.

— Нечто подобное должно появиться и для русского языка. Сейчас преподаватели русского языка в высшей школе используют более 70 разных учебников. И подавляющее большинство учителей заинтересованы в том, чтобы осталась одна или несколько базовых линеек, — отметил Сергей Богданов.

Чтобы всё это сделать, новых организаций создавать не нужно, уверен собеседник «Известий». Уже сейчас советы по русскому языку действуют при правительстве России, при президенте, существует межведомственная комиссия по русскому языку, проблеме уделяет большое внимание Минобрнауки, Академия образования, которая и занимается экспертизой учебников.

— Важно не создавать новые структуры, а найти некий консенсус, чтобы к нам приходили люди с разными позициями, а в итоге принималось общее решение, — пояснил он.

Сергей Богданов провел аналогию с концом XVIII века, когда в стране тоже назрела необходимость зафиксировать нормы тогдашнего русского языка как государственного. Сановники Екатерины II с этой работой справились.

Руководитель рабочей группы по координации и экспертизе инициатив в сфере содержания школьного филологического образования, профессор СПбГУ Елена Казакова отметила, что коллектив разработчиков еще только формируется. Но принцип формирования всех групп один — максимально широкое представительство: вузы, школы, различные регионы.

— Наша группа создана для того, чтобы стать площадкой общественного обсуждения сотен разных инициатив, которые возникают в направлении совершенствования государственного стандарта в области русского языка и литературы. Самые большие дебаты сейчас идут по поводу литературы, — рассказала Елена Казакова. — Дебаты столь горячие, что принято решение сначала выработать критерии оценки разных предложений, а потом уже оценивать сами предложения. Нашей группе в первую очередь и предстоит выработать эти самые критерии. Результаты мы должны показать не позднее осени.

— Нужно попытаться сохранить классику, но включить и современных писателей, не потерять Золотой канон литературы, но при этом не убить интерес детей к чтению, — перечисляет Елена Казакова. — Да и понять нужно, что такое Золотой канон в XXI веке? Очень сложно примирить друг с другом сторонников и противников «Мастера и Маргариты», тех, кто считает, что наши дети должны читать Шекспира, и тех, кто ратует исключительно за русскую литературу.

Елена Казакова напомнила, что когда по поручению президента создавался список из 100 книг по истории, культуре и литературе народов России, на 100 мест претендовали почти 6 тыс. произведений, каждое из которых было предложено каким-нибудь профессиональным сообществом.

Глава рабочей группы по развитию программ поддержки чтения Татьяна Галактионова рассказала «Известиям», что первым делом предстоит проанализировать уже имеющийся отечественный опыт развития чтения, в частности, предварительные итоги Национальной программы поддержки чтения, которая реализуется с 2007 года и рассчитана до 2020-го.

— Кто-то стал читать больше, кто-то меньше, — рассказала Татьяна Галактионова. — А принципиально важным достоинством программы я бы назвала то, что она стала переломным моментом в общественном отношении к чтению. В советское время у нас была установка, что мы самая читающая страна в мире. Потом долгое время тема чтения не фигурировала как проблемная область, хотя проблемы, конечны, были. И вот эта программа впервые зафиксировала кризис чтения, который на самом деле существует.

Эксперты считают, что один из способов формирования интереса к чтению — социальная реклама, пропаганда чтения, в том числе и на государственном уровне. Речь о том, чтобы придать чтению позитивный имидж, чтобы оно ассоциировалось с престижным, полезным и приятным занятием.

http://izvestia.ru/news/623122#ixzz4F0UbAv7u

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Страшно весело: во что верили, чего боялись и как гадали на Святки

Рождение солнца и страшные вечера В XIX–ХХ веках Святки были главным зимним праздником, ко…