В екатеринбуржском Ельцин Центре 15 июля открылась фотовыставка «Новокузнецкая школа фотографии: Бахарев, Соколаев, Воробьев». Куратором ее является известный галерист Ольга Свиблова, которая 11 марта в Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии открывала фотовыставку с тем же названием.

Собственно, выставка в Екатеринбурге продолжает серию проектов МАММ, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии. Под объединяющим грифом «школа» она представляет новокузнецких фотографов, полярных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам. Настолько непохожих, что само слово «Школа» кажется притянутым за уши и может восприниматься, как некая фигура изумления: в провинциальном и по многим параметрам заштатном Новокузнецка практически одновременно появилось десятка полтора мастеров фотографии, которые , не будучи связанными едиными взглядами на то, какой она должна быть, дали нечто , что заставило говорить о некоей «Новокузнецкой школе фотографии». Что это? Проявление пассионарности по Гумилеву, стечение обстоятельств? Загадка без разгадки.

«Владимир Воробьев и Владимир Соколаев — в 1970-1980-х участники очень интересной группы «Трива», фотографического объединения при Новокузнецком металлургическом заводе. Возникшая почти ниоткуда очень европейская фотография, изучавшая повседневную реальность советского пролетариата и производства — будто бы отбросив всю идеологическую оснастку и идущую в комплекте эстетику. Николай Бахарев, автор более именитый, подобран тут по биографической близости и эстетическому контрасту. Известный своими тревожными и неказисто-соблазнительными ню, он исследовал эротическую изнанку той же реальности, дневная сторона которой занимала «Триву», — говорилось в анонсе московской выставки.

К нынешней экпозиции преподнесен еще более пространный рассказ о фотографах, представленных здесь:

«Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века. Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных в России и за рубежом художников. Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в основной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.

Николай Бахарев, родившийся в деревне Михайловка Алтайского края в 1946 году, рано потерявший родителей и выросший в детском доме, начал свою трудовую деятельность на Кузнецком металлургическом комбинате — том самом КМК, где в 1970-х — начале 1980-х годов работают штатными фотографами Воробьев и Соколаев. В 24 года, в 1970 году, Бахарев становится профессиональным фотографом в службе быта, и формат «съемки на заказ» оказывается определяющим для его индивидуальной эстетики. Фотографии на заказ должны были нравиться клиенту. Поэтому Бахарев тщательно выстраивает композицию, позы, ловит моменты счастья и предельного самовыражения своих героев.

Цикл «Отношение» снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х — начале 1990-х — когда рушился весь уклад привычной советской жизни, и фотографы вынуждены были искать заказчиков самостоятельно. В частности, они работали на пляжах, делая для отдыхающих снимки на память. Казалось бы обычные «пляжные» фотографии Бахарева стали классикой российской

фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома. Люди скидывали одежду на отдыхе и вместе с ней — социальную детерминированность советского человека, который воспитывался и жил как винтик системы, максимально нивелировавшей любые индивидуальные различия, в том числе гендерные. Раздетые и позирующие уличному фотографу люди спонтанно проявляли тягу к совместности. Наверное, неслучайно большинство портретов — групповые.

Творческий метод Бахарева состоит в эстетической дистанцированности от объекта съемки при полной включенности в момент создания композиции. Эта тактика была абсолютно нетипична для советской фотографии того времени. Можно сказать, что Бахарев снимает своих героев в эстетике наивного искусства или art brut, предельно нивелируя свое авторское вторжение, которое остается за кулисами и проявляется только в момент постановки, запускавшей механизмы самопрезентации персонажей.

Владимир Соколаев и Владимир Воробьев по своим мировоззренческим и эстетическим установкам оппонировали самому понятию «съемки на заказ», даже работая штатными фотографами на крупнейшем металлургическом предприятии СССР, режимном объекте — Кузнецком металлургическом комбинате. Им близка та линия развития фотографии, которая брала свое начало в движении фотолюбительства, появившемся на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Здесь в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, и эта линия противостояла канонам социалистического реализма, унифицировавшего конкретных людей до социальной общности — советского народа.

В 1978 году Воробьев, Соколаев и Александр Трофимов создают творческое фотографическое объединение «ТРИВА», которое два года спустя получает официальную регистрацию и становится первой в СССР зарегистрированной творческой группой фотографов.

Еще в 1960-е годы Министерство черной металлургии выпустило распоряжение об организации на всех крупных заводах кино- и фотостудий — для съемки идеологически выдержанных и качественных материалов о производстве. Такая студия появилась и на КМК — «КМК-фильм». Именно она и стала производственной базой группы «ТРИВА» — мощный кинофотокомбинат, обеспеченный всем необходимым осветительным и съемочным оборудованием, реактивами, фотобумагой. Участники группы снимали на территории огромного режимного завода, в который другим фотографам практически не было доступа. Группа первая стала устраивать уличные выставки — на заводских стендах в городе. За год существования приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных.

Но уже через год после регистрации, по решению Кемеровского обкома КПСС, группа была расформирована «за распространение идеологически вредных фотографий». Такова была реакция властей на попытку фотографов отправить свои снимки в Амстердам на конкурс World Press Photo. В 1982 году все участники «ТРИВА» были уволены с комбината, но Соколаев и Воробьев вскоре создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили работать вместе. По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с „Лейками“ на улицы родного города».

У фотографов «ТРИВА» была своя, последовательно и строго реализуемая, концепция фотографии, которая позволяет говорить об этих фотографах как о школе. Полное отсутствие постановочности, которая доминировала в официальном советском фотоискусстве. Строгое невмешательство в документируемое событие, отказ от искусственно созданной «художественности», печать полного кадра. Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы: «Очень серьезно

прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа (…) Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение „окна в событие“. Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от печати с перфорацией отказались — слишком „художественно“, — а печать с полного негатива сохранили до сих пор…»

После увольнения с комбината фотографам закрывается доступ на официальные выставки и начинается работа «в стол». Большинство фотографий, которые сегодня можно увидеть в МАММ, когда-то были доступны только узкому, дружескому кругу фотографов — на квартирных выставках и в самиздатовских фотоальбомах. Теоретическое осмысление фотографии, критика происходила тоже в узком кругу: бывая в Москве, фотографы общались с Александром Слюсаревым, Валерием Щеколдиным, Владимиром Семиным, Юрием Рыбчинским.

Сегодня, тридцать лет спустя, к фотографам «ТРИВА» возвращается заслуженное признание. В 2013 году масштабную выставку «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» подготовил Сибирский центр современного искусства. Она была показана в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Кемерове.

Выставкой «Новокузнецкая школа фотографии» МАММ продолжает ликвидировать пробелы в истории российской фотографии. Музей выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке выставки Владимиру Соколаеву, который на протяжении многих лет занимается сохранением, систематизацией и описанием творческого наследия группы «ТРИВА».

Можно, конечно, удивиться словам о «таинственности» Бахарева, но стоит ли к ним придираться? Тем более что абсолютно неоспорим тот факт, что фотограф он потрясающий при всей уязвимости (или приемлимости?) эстетической идеи, им разработанной.

Удивительно скорее другое: « Новокузнецкая школа фотографии» производит фурор везде, кроме Новокузнецка. Потому что ни по одному, ни в группе упомянутые авторы у нас не выставляются. Почему?

Андрей Краевский

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Потребители и за это заплатят

У роста тарифов на обращение с отходами может появиться ещё одна причина, кроме общей…