До сих пор на полном серьезе уверяют,что блюз и джаз «уходят корнями» в африканскую музыку. Да черта с два — ничего общего ни с джазом, ни с блюзом музыка Африки не имеет. Разве что ритм: известное дело, черные люди очень тонко чувствуют ритм.Я помню попал в американский супермаркет. Аккурат только вышла пластинка Пола Маккартни Flaming Pie (можно перевести как «Горячий пирожок» — так сказать, с пылу с жару).Первая мелодия с нее — The Song We Were Singing стала хитом. И вот едва заходим мы в супермаркет, как включают эту песенку, а две впечатляющих объемов негритянки, зашедших перед нами, вдруг словно включились: поплыли, закачались. Это было что-то с чем-то.
Но ритм присущ и нашей народной музыке. Послушайте, к примеру, «Я за что люблю Ивана»…, где ритм жестко отбивается каблуками танцующих.
Никакой культуры негры, которых везли вперемешку на невольничьих кораблях — чтоб народа из родного племени не было, с собой в Америку не привезли, да и язык — ее основу — тоже скоро утратили — рабовладельцы желали знать, о чем они там договариваются. Так что пришлось из того, что было, строить новую культуру. А были всего-то врожденная музыкальность и чувство ритма.
Горячо восприняв христианство, уже афроамериканцы изобрели духовные песнопения спиричуэлс и близкий к ним соул. Спиричуэлс устроен так, что тему ведет, как в церковной службе, главный голос (пастор), который хором подхватывают бэк- вокалисты( прихожане). Я конечно упрощаю, но схема наработки новых музыкальных форм — совсем не африканских, уже сугубо американских — была такова. И, разумеется, песня помогала жить и работать. А после работы — отдыхать, потому что и блюз, и джаз — особенно — изначально были музыкой танцевальной.
Об этом напомнил легендарный луизианский блюзмен Лил Джимми Рид, выступавший в воскресенье в ДК «Алюминщик» и предварявший целую программу блюза, которую мы сможем услышать в ближайшее время. Он прекрасный гитарист и гармошечник (имеется ввиду губная гармошка — здесь он признавался лучшим в амплуа), в 78 лет его голос высок и молод. Это не тот голос, который обычно ассоциируют с блюзом — шершавый, с хрипотцой повествующий о трудной доле труженика хлопковой плантации, нет, это голос друга, с которым катишь в товарнике и видишь в проеме открытой двери, как меняется пейзаж.
И в музыке этой , кроме четкого ритма рок — квадрата, смешанного с фолком, улавливается стук колес идущего поезда. Читайте Керуака, друзья мои.
Под эту музыку хорошо было также танцевать где-нибудь на берегах Миссисипи.
К слову, гитара поначалу была не обязательна: этот инструмент белых был дорог, поэтому играли на банжо, которое было по силам изготовить каждому — надо было только ловчее натянуть струны на коробку из-под обуви.
Кстати, в перерыве на сцену вышла наша замечательная певица Чалтыс (Ольга ) Таннагашева. По себе знаю, что когда слышишь ее мощный голос ( а исполняла она, если не ошибаюсь, эпизод из своей полной «диких» звуков композиции «Волчица», поражающей слух и воображение), словно что-то взрывается в голове. Ее проводили бурей аплодисментов и сожалений, что де у нас вот кто есть, а мы и не знали. Боюсь, мы мы много кого не знаем…
Лил Джимми Рида провожали стоя. Что там говорить — великий блюзмен. Таких мы тоже не слышали ни разу…
Андрей Краевский
NK-TV.COM
Читатель211213
29.09.2016 10:21 в 10:21
концерт был просто замечательный!