Всё-таки прав был вождь мировой революции – для нас важнейшим из искусств является кино. Потому что оно – волшебное.
Камера. Мотор! И обычные предметы и люди, снег за окном, чашка кофе в озябших пальцах (или бокал с чем покрепче), мысли и чувства будто получают собственную жизнь, наполненную особым смыслом. Удивительно, но именно такое кино как раз сейчас снимают в Новокузнецке! И его режиссёр Алексей Лихницкий уже неделю в нашем городе – готовится к этим съёмкам. Мы встретились в новокузнецком «Клевере»: мягкий свет, теплота человеческих голосов, остановивших суету утекающего сквозь пальцы времени, чтобы выговориться о чём-то самом важном или просто, никуда не торопясь, вместе посидеть за чем-нибудь вкусным. Человек напротив – мягкая тёплая улыбка, улыбающийся взгляд – совсем не похож на половинку «сестёр Зайцевых» из «Камеди клаб». Многие знают его как участника этого дуэта – бывшего кавээнщика. Кто-то – как диджея, шоумена, комедийного киноактёра, голос русской озвучки «Снежной королевы 2: Перезаморозка». Мало кому известно, что теперь Алексей Лихницкий – студент Московской школы кино, он снимает короткометражные фильмы, «разъезжающие» по международным фестивалям.
– Алексей, из шоубиза в короткометражки – неожиданно, если честно. Зачем?
– Я нахожу новые пути для самореализации, развиваюсь дальше, используя накопленный опыт. Это нормально для взрослого человека. И потом, признаюсь, снова почувствовать себя студентом, всю ночь не спать и готовиться к завтрашнему семинару – это просто клёво. Я учусь на отделении продюсеров в мастерской Роднянского. Снимаю короткометражные фильмы. Это захватывает. Кино – большая, точная форма. Она не прощает никаких неточностей – в отличие от ТВ. И чем короче метраж – тем это важнее. С помощью изобразительного ряда ¬– обычных предметов – я могу передать состояние героев, любой внутренний, внешний конфликт – и это даже не показывая людей. Кино – ничем не ограниченный полёт фантазии, где всё зависит только от тебя. Здесь в несколько минут можно вместить целую историю, чью-то жизнь, созданный тобою мир. Появляются какие-то идеи, мысли – и хочется их сформулировать и рассказать именно таким языком. Помните, как шекспировский Гамлет обращался к черепу «бедного Йорика»? «Ничего в запасе, чтобы позубоскалить над собственной беззубостью». Мне стало интересно, а что это за персонаж и «как он дошёл до жизни такой». Получилось кино на шесть минут, рассказывающее о том, как шут дошутился до «ямы». А в последнем кадре: всем известные Гамлет с черепом – и к истории Йорика прибавляется история Датского принца, так что обе становятся ещё сложнее и интереснее. Это кино сейчас на фестивалях в Дубае и Сан-Франциско.
– А кино из Новокузнецка – о чём оно будет? Тоже что-то сложное и интересное?
– Пустой ночной бар – может, снег за окном, может, дождь. За стойкой – один бармен, да ещё местный лабух наигрывает что-то на гитаре. И здесь появляется избалованный папенькин сынок, спасающийся от возмездия за нанесённую обиду. У него сел мобильник. Входят двое – и сомнений нет, что они пришли именно за ним. Это кино о том, что в человека всегда рикошетит совершённое им зло. Да, судьба раскручивает целую цепочку эпизодов – только в каждом из них что-то решается и выбирается самим человеком. Да, в конце фильма герой убегает от «киллеров». Но на этом история не заканчивается. А удастся ли ему сбежать от судьбы? Это главный вопрос. Он выводится за кадр, адресуется зрителям. Хронометраж планируется на десять-двенадцать минут. Надеюсь, что уложимся в съёмочную неделю. Есть договорённости с актёрами – известными и даже очень известными. Они прилетят к началу съёмок. Найдены нужные композиторы и певцы. Будет мощный финальный трек. Больше пока сказать не могу – до перепрыгивания лучше не «гопать». Это моя дипломная работа, и хочется, чтобы всё получилось именно так, как задумал.
– «Одинокий ночной бар» – где есть всё и ничего, человек с его внутренними конфликтами и отчуждённость от внешнего мира – любимое место действия и для кинематографистов, и для писателей. Можно вспомнить ту же «Касабланку» – классическую ромо-драму начала 40-х. Или героев Харуки Мураками. Это понятно. Но почему для съёмок своего кино вы выбрали наш город – и наш «Клевер»?
– По многим – понятным – причинам. Касабланка, Москва, Нью-Йорк, Новокузнецк – от перемены географических слагаемых сумма того, что происходит внутри человека, ничуть не меняется. Я не впервые в вашем городе – был в Новокузнецке ещё несколько лет назад. Мы каждый раз выступали – как раз в «Клевере». Мне здесь просто комфортно, нравится. Знаете, бывают такие места – много людей, которые друг друга и не знают, и вдруг ты чувствуешь, понимаешь, что знаешь их тысячу лет. Вы заметили? «Клевер» как раз такое место. И ещё – очень важное. В современном мире, где большинство занято деньгами, трудно найти тех, кто был бы заинтересован в чём-то ещё, кому клёво со-участвовать. А здесь я встретил именно таких людей. Слава богу, что они помогают молодым кинематографистам: сейчас это очень сложно – снимать хорошее кино. Один из самых успешных режиссёров в истории Голливуда Джеймс Кэмерон – два первых «Терминатора», «Титаник», «Аватар» – как-то сказал, что если ты собрал заинтересованную команду, то твой проект обречён на удачу. На это я и рассчитываю.
– Но ведь заведение придётся закрыть на время съёмок?
– Постараемся, чтобы было и нашим, и вашим. Большинство съёмочных часов – это ночь. Герой, к примеру, будет выбегать на безлюдную улицу. Но, возможно, мне понадобятся какие-то лица ¬– посетители, прохожие. Тогда обратимся к постоянным гостям.
– Выходит, есть смысл «помелькать лицами» в «Клевере», чтобы вы пригласили сняться в кино?
– Не исключено.
– Алексей, последний вопрос – а отцу-студенту и отцу-продюссеру хватает времени на собственного сына?
– Тимофею девять лет – почти каждое утро я вожу его в школу, а по вечерам мы вместе делаем уроки. Читаем книги. Смотрим фильмы. У него множество увлечений, так что он просвещает меня не меньше, если не больше, чем я его. Считаю, что мы нужны друг другу абсолютно одинаково.
– Спасибо. Будем следить за новокузнецкими съёмками. И, конечно же, ждём хорошее кино!