Ордена «Знак Почёта» Дворец культуры кузнецких металлургов, имеющий статус памятника истории федерального значения, памятника архитектуры и градостроительства и объекта культурного наследия федерального значения, празднует свой 80-летний юбилей! 5 ноября 1936 года в праздничном выпуске газеты-спутника Кузнецкстроя «Большевистской стали» выходит восторженно-строгая – в духе времени! – заметка: «Сталинск, первый город металлургов Сибири, обогатился новым учреждением культуры – Дворцом культуры металлургов. Это прекрасное с просторными для кружковых занятий комнатами 4-этажное здание. По своей отделке Дворец культуры является лучшим зданием Сталинска. Рабочие, ИТР, служащие и члены их семей получили прекрасное здание для своего культурного отдыха, для выявления творческих сил и для повышения своего культурного уровня».

Первый директор Дворца со сдержанной советской гордостью расхваливает радующие глаз мягкие тона, в которые окрашены стены, и революционно-дружное разнообразие самодеятельных кружков, куда испытывающие соответствующий подъём рабочие уже записываются целыми бригадами. Кто-то, чтобы научиться играть в шахматы. А кто-то – на скрипке. Разумеется, в новом – лучшем в Сталинске! – учреждении культуры будут читать «правильные» доклады общеполитического характера и готовить «идеологически-выверенные» обзоры газет и журналов. Ну а как же без этого?

%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d1%8f-2Рядом с публикацией об открытии Дворца культуры ещё две такие же сдержанно-восторженные заметки. Театр народного творчества принимает самодеятельные коллективы народов СССР. Театр юного зрителя открывается премьерой «Серёжа Стрельцов» (видимо, какой-то герой-пионер). А вверху газетной страницы большая общая «шапка»: «Привет работникам науки и техники, искусства и литературы, выполняющим свой долг перед Советской Родиной! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XIX годовщине Октябрьской революции в СССР)».

Представляете?! Это был 1936 год. Они жили в бараках, которые топили буржуйками, но зимой там всё равно было отчаянно холодно, поэтому все спали в верхней одежде. Уборные – на улице. Общая баня – по выходным. Мясо – на праздники. Вдосталь хлеба с маргарином – уже праздник. Те, кто был «никем» – дети рабочих и крестьян, «босота», – очень хотели стать «всем»… и строили новую, сильную, индустриальную державу.

Они мечтали о светлом будущем и непременном счастье не только для себя – для всей «босоты» во всём мире! – и не обращали внимания на трудное, полуголодное настоящее – своё и своих семей. Они хлопали, отбивая ладоши, какой-нибудь трогательной узбекской девчонке со смешными 33-мя косичками, которая приехала в холодную Сибирь с нехитрыми танцами своей жаркой родины, и учились… играть на скрипке.

Было такое древнекитайское проклятие: чтоб вам жить… в интересные времена. А они жили в очень интересные времена, которые пожирали собственных детей – как все революции… Это было великое время – абсолютных чёрно-белых величин… Когда всё вокруг и внутри человека кипело как при температуре 1400 градусов – так руда превращается в сталь… Так получались люди, скромно называвшие своею шестую часть Земного шара – шляпка к шляпке, сияющие крепкою сталью веры в собственный, прекрасный, новый мир, который, надо просто ещё немного поднатужиться, они, конечно же, построят сами!

%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d1%8f-3Они не верили в «отменённого» Бога – они сами были как боги, эти новые стальные зевсы и геры, победившие кроноса-время. Они построили – неслыханными темпами! – современный металлургический комбинат, необходимый для тогдашней задачи №1 – индустриализации будущей великой страны, которой нужно было двигаться только вперёд, которая отправит в космос первого человека Земли. Они бегали в кино и на танцы, влюблялись и, как успевали, воспитывали новых детей, стояли свои ударные смены у мартенов, выплавляя сталь, и, искренне радуясь, пели, плясали, крутили фуэте, играли джаз и роли в пьесах.

Самодеятельные коллективы были в большом почёте – ими гордились. Удивительно, но на стройке Кузнецкого меткомбината, которая велась по колени в ледяной воде, а жить приходилось в дощатых бараках, каждый вечер шёл новый спектакль – прав был революционный поэт Николай Тихонов, что гвозди бы делать из этих людей!

Ещё в 30-е годы в молодой советской республике придумали великую вещь – систему клубных учреждений, где рабочие и колхозники развивали свои таланты, «веками находившиеся под гнётом царизма». Это ни стоило для них ни копейки, а вот государство вкладывало в такие клубы огромные деньги – несмотря на разруху гражданской войны, Великую Отечественную, восстановление разорённой после неё страны, голод, холод, коммунистические стройки, щедрую помощь мировому пролетариату.

Дворец культуры кузнецких металлургов был открыт за два дня до XIX годовщины Октябрьской революции – а тогда в честь очередного дня рождения Великого Октября обязательно выдавали на-гора что-нибудь грандиозное. Но на самом деле история Дворца – как «цеха культуры» КМК! – началась на несколько лет раньше. Ещё в первые дни легендарного Кузнецкстроя, в самом начале 30-х, прямо на стройке, у старых телег, под которыми жевали подмокший хлеб воспетые Владимиром Маяковским рабочие, съехавшиеся со всей страны, чтобы воспламенить Сибирь мартенами в сотню солнц, здесь вели кружки ликбеза и ставили революционные пьесы.

Сначала строители, потом сталевары после тяжкой, многочасовой смены играли в спектаклях, которые всегда давали к выплавке первого чугуна или запуску мартена, ну и, конечно, к очередной годовщине Великой Октябрьской. Они построили для себя – и всего города-сада – деревянный клуб имени непримиримого латышского революционера Эйхе, организатора коллективизации, раскулачивания и партийных чисток, который несколько лет спустя сам сгинул в такой же чистке. А когда в начале 33-го клуб сгорел – за 200 ударных дней построили свой Театр металлургов, ставший бессменной концертной и театральной площадкой появившегося через три года Дворца.

К тому, чтобы к XIX годовщине Великой Октябрьской революции обязательно и торжественно открыть именно этот Дворец, советская страна готовилась заранее – соответствующее решение было внесено в Генплан ещё в 1934 году, и тогда же один из столичных институтов приступил к разработке удивительного проекта, никогда не виданного рабочими, ИТР и служащими Сталинска. 5 ноября 36-го, задирая головы на величественные витражи, они, волнуясь и смущаясь, переступили порог своего прекрасного Дворца.

Здесь, в необыкновенной, наполненной воздухом и светом, словно парящей под круглым куполом ротонде, ещё шло оборудование читального зала. Штукатуры-маляры ещё наводили красоту в аудиториях для кружковых занятий и в комнате отдыха. Открыться-то надо было, кровь из носа, до 7 ноября… Но уже работали 14 кружков кройки и шитья и 15 самодеятельных кружков, в том числе шахматный, литературный, ИЗО, фото и радио,

театральная студия и агиттеатр «Искремас» (Искусство Революции в Массы), пролетарские ансамбли ложечников и балалаечников и небольшое объединение исполнителей песен советских композиторов, библиотека и даже балет, а в первом в Сталинске спортзале, размещённом в дворцовой «пристройке», – секция акробатики!

В первые же дни в эти кружки записались больше тысячи строителей нового мира и светлого будущего для всех. 70 человек – в драмкружок. 100 – в хореографический. 118 – в класс рояля. 40 – в класс скрипки. 200 – в класс виолончели и баяна… Ровесник великого времени, Ордена «Знак Почёта» Дворец культуры кузнецких металлургов, имеющий статус памятника истории федерального значения, памятника архитектуры и градостроительства и объекта культурного наследия федерального значения, празднующий в нынешнем ноябре 80-летний юбилей, начал свою большую, сложную и очень интересную жизнь!

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Один комментарий

  1. ъъ

    01.11.2016 22:47 в 22:47

    С праздником коллектив и воспитанников !!! Вы лучшие !!! Желаем Вам новых творческих сезонов !

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Раз, два, три…ёлочка сгори!

В Новокузнецке полицейские установили подростка, который поджёг искусственную ель. Наканун…