ДК КМК – 1936

Космос Дворца культуры кузнецких металлургов начался на четверть века раньше, чем космос СССР и «простого советского парня» со всемирно знаменитой улыбкой и мгновенно облетевшим Землю легендарно-скромным «Поехали!». Но о нашем Дворце можно сказать почти теми же песенными строчками, какие Пахмутова с Добронравовым сочинили про Юрия Гагарина… Знаете, каким дворцом он был? На руках его весь мир носил. Людям свет, как Данко, нёс. Как он песни пел, весел был и смел, как азартно жить хотел… Такое уж было время – великих людей, великих дворцов!

%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%b5%d1%82%d0%b5-1Поющим слесарям КМК и первым секретарям горкома КПСС из нашего Дворца культуры рукоплескали – это точно! – и в СССР, и в странах соцлагеря, и даже в «буржуйской» Финляндии, например. Конечно, Яркин с Ленским были звёздами – с этим не поспоришь. А сколько тысяч совсем не звёздных – обычных – дворцовых мальчишек и девчонок, работяг, инженеров, воспитательниц, врачей, милиционеров пели и танцевали, играли пьесы, «дули» в трубы просто потому, что им это очень нравилось?! С первых своих дней, которые начались – страшно представить! – ещё 80 лет назад, Дворец бережно собирал, растил, преумножал… городскую культуру. Обыкновенную, нормальную, «непричёсанную», живую. Уж поверьте – это дорогого стоит. Пожалуй, даже дороже, чем слава дворцовых звёзд, которых тоже ведь, если считать, пальцев не хватит.

Сталинский Дворец культуры металлургов, на чьём нынешнем фасаде, на строгом мраморе мемориальной доски, скромно указывается, что он «построен по проекту архитекторов Е. Я. Уманского, К. Я. Лихера в 1936 году коллективом Кузнецкстроя», изначально замысливался монументальным. Он выделялся даже своей этажностью. Подумать только – целых четыре этажа! Проспект Молотова – сегодняшний Металлургов – только начали тогда застраивать… да и то трёхэтажками. Они были из голого неоштукатуренного кирпича – штукатурка в те времена считалась непозволительной роскошью. А весь город – сам не больше какого-нибудь рабочего посёлка – был преимущественно деревянным да барачным.

Только-только, весело названивая, побежал, разумеется, от вокзала до меткомбината первый городской трамвай – подарок самого наркома Орджоникидзе! Только-только – во время субботников! – кузнецкстроевцы осушили здешние болота, чтобы заложить Сад металлургов. А тут – меньше чем за два года, буквально на глазах сталинчан – выросла такая красота. Новенький Дворец – похожий на сказочный корабль, летящий на всех украшенных витражами парусах, конечно же, в светлое будущее!

Он был образцом советской неоклассики – простым, конструктивным, почти в индустриальном духе, но с «древнегреческим» портиком на шести четырёхгранных колоннах и аттиком (это декоративная панель – тоже из Древней Греции!) с настоящими барельефами, обыгрывающими суперпопулярную и актуальнейшую в 30-х индустриализацию (их было 114!).

%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%b5%d1%82%d0%b5-3Корпус в четыре этажа. Радостное сияние 56-ти огромных окон. Стеклянные лестничные марши. Витражи (снова индустриальные!). Паркет и мозаика на полах. Просторная «палуба» – одноэтажный длинный спортивный зал, где дворцовые акробаты выстраивались в знаменитые советские фигуры физкультурных парадов. Роскошная «кают-компания» – круглая ротонда читального зала с романтичным большущим фонарём

на крыше. Это здание, и правда, похоже на корабль – сами приглядитесь. И, конечно же, всем, кто 80 лет назад впервые переступил его порог, оно казалось прекрасным дворцом.

Ещё весной 36-го рядом с пока строящимся Дворцом – в «полуфабрикатном» тогда Саду Металлургов – те же кузнецкстроевцы поставили летний театр, музыкальную эстраду и танцевальную площадку (а они – это после смен и субботников! – ещё и танцевали). Год спустя там появился очень милый фонтан с лепниной из рыб и водяных лилий и двумя рабочими, бурящими скважину, – в центре. Опять советская сказка! Её создал Андрей Гаврилович Гамулин – ученик известнейших петербургских скульпторов конца XIX века, член Союза художников СССР, автор скульптурных композиций и барельефов, украсивших здания и парки во многих городах Страны Советов (имя скульптора было внесено во Всемирный лексикон художников, изданный в Лейпциге в 2006 году).

Многие годы и Дворец культуры, и Сад металлургов… были единым целым. Прямо из просторного вестибюля дворцовой четырёхэтажки можно было выйти на узкую террасу, а оттуда – весёлыми ступеньками к фонтану! И обратно – на террасу, откуда на галереи второго этажа вели сразу две открытые лестницы. Подутомился культурно развиваться? Пожалуйста, дуй к солнечным брызгам и приятному журчанию, к нехитрым удовольствиям лета предвоенного Сталинска! Танцуй и любуйся эстрадными выступлениями или просто, выставив локоть важным калачиком, «выгуливай» свою даму по Саду, а можно и шикануть – купить ей ситро и невиданно-лакомое мороженое!

%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%b5%d1%82%d0%b5-4За прошедшие 80 лет Дворец культуры кузнецких металлургов, конечно, не раз капитально ремонтировали и даже два раза реконструировали – в 45-м, в 69-м, в середине 70-х, в начале 80-х, в 2005 году. Менялись цвета фасадов, заново отделывались интерьеры. Но внешний облик построенного в 36-м здания сохранился в первозданном виде… «Кто ж его посадит? Он же памятник». Между прочим, сразу и истории, и культурного наследия, и архитектуры с градостроительством – федерального значения!

В 36-м в только что открытом Дворце азартно кипела жизнь – такая же искренняя, горячая и весёлая, как то великое время, воспламеняющая солнцами мартенов новую страну. Уже опытный – ровесник Кузнецкстроя, рождённый, как и меткобинат, простыми кузнецкстроевцами! – любительский драмкружок, возглавленный актёром Янушем, репетировал и играл «правильные» советские пьесы. Обычные люди – рабочие и служащие ещё недостроенного Сталинска – после своих производственных смен спешили не к семьям, в бараки, есть и спать, а на театральную сцену, в вокальную студию, к балетному станку.

Сначала они ставили маленькие номера, заворожившие этих обыкновенных – необыкновенных! – рабочих своей волшебно-лебединой красотой. Но уже в 38-м замахнулись на «Русалку» Даргомыжского, вальс из «Спящей красавицы», вариации из «Конька-горбунка»… А когда в Сталинск – вместе с мужем-металлургом – приехала молоденькая 25-летняя Вера Фёдоровна Павлова, только-только окончившая Новосибирское театральное училище, она поставила «Вальпургиеву ночь» Шарля Гуно, которая на олимпиаде художественной самодеятельности, проходившей в 39-м в Новосибирске, принесла дворцовому балету I место, грамоту и ценный подарок.

Сталинчанки и сталинчане кроили и шили, играли в шахматы, рисовали, сочиняли стихи… Всего, чем они тогда кипели, чему искренне радовались – и не перечислишь.

Странно! Попробуй вытащить с заслуженного «послерабочего» дивана большинство современных новокузнечан… А ещё по вечерам те мальчишки и девчонки, юноши и девушки, взрослые уставшие люди, нежно склонив внимательные затылки, почти не

дыша, шелестели книжными страницами в дворцовом читальном зале, с остроумною народной любовью прозванного ими «чернильницей».

Говорят, что когда – по проекту Григория Петровича Шкрядо – каменщик-стахановец взялся построить прекрасную библиотечную ротонду, разумеется, в нерабочее время, он сделал это очень быстро, но в спешке нарушил пропорции. Архитектор наотрез отказался принимать такую работу – стахановец рассердился и даже обиделся. Не мудрствуя лукаво, он тогда же вынес свой «спор с интеллигенцией»… на партком. Удивительно, но партийное начальство не приняло сторону пролетария – победил инженерный расчёт. А против родной партии как попрёшь? Так что пришлось каменщику всё-таки перекладывать «неправильные» стены.

Уникальное получилось сооружение! С колоннадой из семи колонн, держащих на себе круглый 13-метровый фонарь… С чудесной винтовой лестницей, ведущей в прогулочную галерею на плоской крыше… Просто какая-то милая сказка. Почти семь десятков лет этот чудный зал полностью сохранял не только свою внутреннюю планировку и отделку, но и мебель 30-х – массивные круглые полированные столы, деревянные стулья, книжные шкафы, торжественно поблёскивающие окнами в простенках между окон.

Во время Великой Отечественной Дворец культуры – как многие большие и удобные тогдашние городские здания – был занят эвакогоспиталем №1241. Но жившие в городе люди, мечтавшие о победе своей страны над фашизмом и поэтому – ударно, по-советски, по-фронтовому! – выплавлявшие крепкую броневую сталь для победных танков Красной армии, продолжали… репетировать и выступать. И уже в 42-м маленькая дворцовая вокальная студия превратилась в театр оперетты, который пел волшебные, сладостные, завораживающие – а тогда так хотелось радости и красоты! – «Поцелуй Чаниты» Милютина и «Вольный ветер» Дунаевского.

А ещё в военный Сталинск были эвакуированы настоящие, знаменитые, профессиональные советские театры – Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки из захваченного врагом Киева, Московский театр юного зрителя, Московский государственный академический театр оперетты. И артисты – профессионалы и дворцовые любители – вместе выступали в цехах, в колхозах и, естественно, в госпиталях.

А когда наш народ победил в той страшной войне, дворцовая библиотека открыла свои филиалы в Точилино, на Октябрьском и на Пионерском, и поехала – библиотечными «передвижками» – в счастливые, послевоенные, детские пионерские лагеря!

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Один комментарий

  1. ъъ

    03.11.2016 23:42 в 23:42

    И сейчас, лучший и единственный в своем роде в Кузбассе Дворец Культуры, с Праздником! С Юбилеем!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Левая рука не ведает, что творит правая

Пока депутаты обсуждают развитие госпабликов, кабмин готовится запретить госслужащим …