Народную филармонию нашего города открывала заслуженная артистка России Мария Людько: сначала был большой красивый концерт, на котором вместе с примой пели юные таланты Новокузнецка и Сибири, потом три дня шли интереснейшие мастер-классы. «Я прилетела в воскресенье, чтобы успеть поработать с ребятами перед выступлением, – рассказывает Мария, – Многих уже знаю, так что увидела их рост, у кого как меняется голос и, главное, как они стараются. Уже на репетиции наметила детей для приглашения на свой конкурс молодых вокалистов, который провожу с издательством «Планета музыки». Он состоится в конце июня в Санкт-Петербурге».
Идею открытия народной филармонии в Новокузнецке, которая кому-то из новокузнечан могла показаться м-м-м… странноватой, Мария Людько назвала… гениальной. «Да, к вам привозят антрепризы, концерты, но только филармония даёт систему, упорядочивает музыкальную жизнь. Получается совсем другая подача и подход к приглашению музыкантов, а зрители знают, что их культурные потребности будут обеспечены, и кому можно позвонить, чтобы спросить насчёт «чего-нибудь интересненького».
А Мария понимает, о чём говорит. Она – кандидат искусствоведения, автор монографий, статей, учебных программ, пособий и к тому же «играющий тренер», дающий мастер-классы и открытые уроки, – заведует кафедрой камерного пения Санкт-Петербургской консерватории, преподаёт сольное и камерное пение в PГПУ имени Герцена. Сама лауреат престижнейших музыкальных конкурсов и фестивалей, она участвует в работе многих конкурсных и фестивальных жюри, является заместителем председателя Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга. Музыкальные критики говорят о Марии Людько, как об обладательнице голоса необыкновенной красоты, каких у нас в стране – единицы.
И вот этот чудный, глубокий, тёплый, завораживающий голос, становящийся то нежным, то лукавым, то страдающим, то влюблённым, как знаменитые героини, от чьего имени пела Мария, лился, летал, роскошествовал на сцене новокузнецкого драмтеатра. Она была одинаково убедительна и в трагедии оперы, и в комедии оперетты, и в драме романса – играя, проживая их в несколько минут, Мария заставляла зрительный зал сопереживать и улыбаться чужим историям… и вспоминать собственные. Её сопрано достигало самых высоких нот. Её бельканто великолепно переливалось из звука в звук. В общем, народная филармония в Новокузнецке была открыта более чем достойно.
Прелестная подружка Фигаро, сдержанная красавица Донна Анна, сказочная Царевна Лебедь, страстная и нежная пушкинская Татьяна… Мария Людько «перепела» множество потрясающих партий, «озвучивала» Моцарта и Дворжака, Гайдна и Сен-Санса, мессы и оратории Баха – на лучших сценах России и мира… Она записывала саундтреки к фильмам, гастролировала в Белоруссии, Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Испании, Чехии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Дании, Швеции, США… Композиторы специально пишут музыку для её сопрано.
Естественно, пообщаться с такой удивительной артисткой – это фантастика. Тем более что Мария сама пользуется любой возможностью, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» – ради музыки, своей главной любви. Даже делала на радио «Петербург» передачу… Классическая музыка и вообще искусство окружали её с рождения – Мария Людько родилась в семье оперных певцов, коренных питерцев, которые помнили блокаду Ленинграда, выпавшую на долю их детства. Понятно, что ещё в четыре года они отдали Машу в специальную музыкальную школу для одарённых детей.
Мама преподавала, и уже в 12 лет Маша аккомпанировала на фортепьяно её ученицам, а когда подросла – окончила консерваторию по её классу. Папа был лирическим тенором, он больше 20 лет служил в театре имени Мусоргского, а в восемь лет Маша тоже вышла на эту сцену – в опере Николая Брянского «Квартет», написанной по басне Крылова, девочка пела роль Соловья. Её профессия, судьба, жизнь были чётко определены – без возможности шага влево-вправо… Спрашиваю Марию Людько: неужели ни в детстве, ни в подростках у неё никогда не было внутреннего сопротивления – не хочу заниматься музыкой, и всё?!
– Что вы! Я сразу начала жить в этом мире и влюбилась в него «по уши». А как по-другому – даже не знала. Классическая музыка, опера – это идеальные чувства, эмоции, поступки. Она учит наш мир, который далёк от идеала, каким нужно быть, как можно любить. Ведь многие люди испытывают в этом потребность, они стремятся к идеальному миру, сочиняя прекрасную музыку, исполняя, просто слушая. Одни из самых ранних, ярких моих воспоминаний: открывается занавес, а за ним – потрясающие декорации… Всё это было волшебством. А какие певицы блистали на сцене! Они были очаровательными – никакими не толстыми. Не зря, когда рухнул железный занавес, все наши артистки, кто хотел, оказались востребованными на Западе.
– Такое «воспитание» – идеальным и далёким от жизни миром музыки – наверняка сделало из вас максималистку?
– Во мне это осталось и сейчас. А в детстве у меня была кличка Профессор – я ходила в очках, в длинной юбке, со строгой причёской, всё время старалась узнать что-то новое, чему-то научиться, чего раньше не умела, а главное – обязательно поделиться, научить этому кого-то ещё. Видимо, поэтому, когда выросла, захотелось преподавать, помогать раскрываться талантам, быть открытой для всех любящих музыку людей. Я и сама продолжаю развиваться – без этого невозможно.
– Вы часто поёте, но только со своими концертами или как приглашённая солистка – причём в лучших театрах. Не хотите быть «прикреплённой» к какой-то одной сцене?
– Просто не приемлю, что сейчас происходит на многих сценах – все эти «уродские» постановки, «осовременивание» сюжетов совершенно не к месту, уже набившие оскомину ассоциации, раздевание догола… А о том, что показывают на ТВ, лучше промолчу. В основном, это самодеятельность – в плохом смысле слова.
–У нас в городе вы уже в пятый раз. Как новокузнецкая публика принимает классическую музыку?
– В Новокузнецке, как нигде, очень эмоциональные слушатели, всегда искренний, горячий приём. Мои самые приятные воспоминания – стоящий ДК «Алюминщик», теперь вот – стоящий Драмтеатр. В зрительном зале – уже много знакомых лиц. Потом ещё долго через соцсети мне приходят от новокузнечан письма. Пишут разные люди – молодые, пожилые. Благодарят за счастье и гармонию, которые подарил им концерт. Лично для меня это очень важно и ценно: как всякий мыслящий человек, я тоже время от времени рефлексирую и «перезагружаюсь» – и тогда воспоминания о Новокузнецке и новокузнецкой публике становятся моей поддержкой.
Полина Тихомирова
NK-TV.COM
Надежда
27.02.2017 09:54 в 09:54
А здания не будет своего у филармонии?
Читатель3150
27.02.2017 16:44 в 16:44
Из Кемерово отписались, что нашему городу по «статусу» не положена филармония! Вот так вот….
Читатель3150
27.02.2017 16:46 в 16:46
Поэтому и название у филармонии НАРОДНАЯ. Её создали люди, которым небезразлична культура нашего города. Дай Бог им сил и терпения!