Педагог Санкт-Петербургской консерватории, кандидат искусствоведения, член жюри многих конкурсов и фестивалей, заслуженная артистка России Мария Людько в течение трёх дней проводила в Новокузнецке мастер-классы. Конечно же, больше всего на её занятиях в ДТС было детей из хора «Надежда» – ведь его создательница и дирижёр Нина Курихина, помогавшая с организацией концерта оперной звезды, теперь ещё и художественный руководитель небывалого проекта, названного народной филармонией Новокузнецка. Это она пригласила прекрасное сопрано выступить на новокузнецкой сцене… и поучить новокузнецких мальчишек и девчонок (и не только).
А первый такой мастер-класс Мария Людько дала в нашем городе лет шесть назад – она как раз была в своём первом туре по Сибири, и наше управление культуры предложило ей не только спеть, но и провести занятие для новокузнецких музыкантов – начинающих и состоявшихся. Тогда-то они и познакомились с Ниной Константиновной. Потом руководитель «Надежды» привозила учеников на конкурс в Санкт-Петербург – они снова встретились, общались, обнаружили много общего, близкого. Так родилась дружба двух педагогов – профессиональная и просто человеческая. Два года назад Нина Курихина уже организовывала у нас в городе сольный концерт Марии Людько вместе с симфоническим оркестром… И вот – новая встреча!
«У Нины Константиновны очень талантливые дети, – рассказывает Мария, – Что меня радует – все они приходят на мастер-классы с огромными толстенными папками, где собран большой и интересный репертуар произведений. А ведь далеко не каждый музыкант берётся заниматься с детьми – это «грязная» черновая работа. Но без неё невозможно развить ребёнка профессионально. Причём обычно педагоги не выходят из рамок, занимаясь со всеми одинаково, не зависимо от особенностей ребёнка. А Нина Курихина может услышать в голосочке маленького создания будущий большой красивый голос, которому ещё суждено пережить мутацию, который ещё только должен развиться. И она вкладывает в это невероятное количество собственных сил. У нас в Питере много её учеников – кто-то учится в консерватории, кто-то уже сам преподаёт, кто-то служит в театре. Я вижу их рост – это очень приятно. Можно сказать, что Новокузнецку повезло – иметь такого мыслящего, постоянно совершенствующегося педагога. Она ищет всё, что можно почерпнуть, впитать и дать детям: книги, мастер-классы, ноты, произведения, новых людей».
– Мария, на ваш взгляд, зачем классическая музыка сегодняшним детям?
– Конечно, не каждый ребёнок – даже если он учится в музыкальной школе, чисто и красиво поёт в хоре – будет певцом. Хорошая музыкальная карьера – это исключительные вокальные способности плюс голова, восприимчивость, память, слух. Если всё это собирается вместе, а с ними ещё и гигантский труд с утра до вечера – тогда да, обязательно надо на сцену. Если нет – будет как минимум гармоничное развитие. Дети, которые поют, – учатся… сочувствию. Музыка, текст – это всегда какая-то история. Побывав «в шкуре» множества персонажей, «поиграв» в их переживания, юный человек начинает лучше понимать других
людей. Это называется эмпатией – в обычной жизни, во взаимоотношениях с родными, друзьями, любимыми она здорово помогает. Занятия пением вообще дело полезное – даже для здоровья. Доказанный факт, что постоянно поющие люди живут дольше и качественнее. Это хорошая профилактика от лёгочных заболеваний, астмы и даже болезни Альцгеймера
– Как музыкальная культура развита на Западе? А в Санкт-Петербурге, Москве?
– Знаете, на Западе очень распространена так называемая музыкотерапия. Классическая музыка и театр помогают снять стресс, прийти к пониманию собственной личности. Это такая организация досуга – многие специально занимаются пением, как… фитнессом. В понедельник – тренажёрный зал. Во вторник – преферанс. В среду – гольф. В четверг – хор… У нас, в Москве и Питере, это тоже начинается. Но наши люди слишком эмоциональные. Немного попели – сразу хочется в звёзды. От этого столько самодеятельности – по ТВ и даже на сцене. Что касается культуры слушания, то в Санкт-Петербурге до сих пор есть профессиональные слушательницы – это наши потрясающие питерские старушки, которые знают все партитуры и способны оценить тонкости интерпретаций, которые всю жизнь трепетно и скромно обожали любимых артистов. В советское время красивые, сильные голоса назывались – и были – народным достоянием. Что будет дальше – я не знаю. Новое поколение – совсем другое. И всё же голоса по-прежнему волнуют людей – это можно понять даже по «бессмысленным и беспощадным» телевизионным шоу.
– Получается, что в культурных центрах страны всё не так уж благополучно, как нам рисуется отсюда, с сибирской окраины?
– Практически все люди сегодня заперты в своих офисах и домах, поэтому в их жизни катастрофически мало живого человеческого общения, нормальных – а не компьютерных, сетевых – коммуникаций. А пение – тем более хоровое – всё это даёт. А главное – учит взаимному слушанию, которое, можно сказать, почти потеряно. Беда в том, что образование и культура стали у нас услугами, превратились в сферу развлечений. А я считаю, что они – наша национальная безопасность, решающая важнейшие вопросы, как мы будем выживать в ближайшие годы и в будущем. Искусство не развлекает. Это труд создания прекрасного – со своими удачами и неудачами, даже страданиями. А без этого – никак. Стало по-другому, искривлёно, неправильно – потому что мы, увы, все теперь живём в обществе потребления. В Москве, Питере это даже быстрее началось, потому что всё доступнее. А вот в Новокузнецке я вижу искреннее, горячее, более острое переживание классической музыки. Это прекрасно. Музыка должна окрылять, она даёт надежду – это её призвание.
– А как вы оцениваете наших детей, педагогов?
– В Новокузнецке можно получить замечательное музыкальное образование – у вас очень хорошие коллективы, музыкальные школы, училище, прекрасные педагоги, талантливые ребята. Правда, в основном, всё держится на энтузиастах – таких, как Нина Константиновна. А главная проблема – получив достойную
начальную школу, юный музыкант просто не в состоянии реализоваться дальше. Нет музыкальных театров, вообще мест, где можно работать в качестве вокалиста. Конечно, новокузнецкие таланты уезжают – в тот же Санкт-Петербург, Москву. Я уже больше 20 лет преподаю в консерватории, так что понимаю важность именно начального звена – это обязательно сольфеджио, музыкальная грамотность, фортепьяно, репертуар, даже профессиональная ответственность за собственный голос. С инструментальным образованием – с четырёх лет до аспирантуры – у нас в Санкт-Петербурге всё в порядке. Но по отношению к вокалистам этого – в силу разных причин – не происходит. Так что в итоге к нам в консерваторию приходят не «консерваторские» дети, а ученики других школ и училищ, и многое в их учёбе, карьере, жизни зависит от того, какие у них были педагоги. Новокузнецким детям с этим повезло.
–Что вы посоветуете новокузнецким родителям, которые «выбирают кружок» для своего ребёнка?
– Пусть ваши дети обязательно занимаются музыкой – в том виде, какой вы можете себе позволить. «Сдавайте» их в музыкальные школы, в хор, на индивидуальные занятия… Там они научатся общаться, сопереживать, сочувствовать и, что немаловажно, преодолеют свой страх перед сценой, будут свободно и с удовольствием выступать перед другими детьми и взрослыми. Это очень полезно – для формирования личности ребёнка, для его будущих успехов в жизни. Это мой главный совет для всех.
– А если хочется увидеть своё драгоценное чадо профессиональным музыкантом?
– На музыку придётся положить жизнь. Да и найти вторую половинку вне профессионального круга совсем непросто. В общем, легко не будет. Время золушек прошло, а музыкальный рынок переполнен талантами. Так что надо быть лучшим. У меня, например, никогда не было времени на отдых – его и сейчас нет, только раз в несколько лет позволяю себе взять небольшой отпуск. У таких детей вообще нет детства – они рано взрослеют, не знают обычных детских радостей. Это ежедневное многочасовое выполнение заданий, слушания, анализа интерпретаций. Это совершенно другой уровень выучки. Ты должен свободно владеть несколькими иностранными языками – идеально английским, ещё немецким, французским, итальянским, на которых написаны многие великие оперы. И уже во время учёбы следует ориентироваться на консерваторию. Причём не обязательно московскую или питерскую – в Новосибирске и Екатеринбурге тоже хорошие консерватории. Правда, больше возможностей для дальнейшей реализации в карьере всё-таки в Москве и Санкт-Петербурге. Но это не значит – громкая слава, шумиха в СМИ, твоё лицо в телевизоре. Нет, о большинстве артистов, которые двигают искусство, не шумят – они просто поют.
Полина Тихомирова
NK-TV.COM
Несмотря на то, что привокзальный рынок второй год находится на реконструкции, продавцы рассады пытаются найти… Читать еще
По требованию прокуратуры Центрального района г.Новокузнецка на счёт многоквартирного дома по адресу ул.Циолковского, 54 возвращены… Читать еще
Футбольный клуб «Новокузнецк» на этой неделе сыграет два домашних матча в чемпионате России 3 дивизиона.… Читать еще
Новокузнецкий хоккейный клуб произвёл обмен защитниками с «Динамо» из Санкт-Петербурга. Состав нашей команды пополнил 21-летний… Читать еще
В списке Минздрава указаны запрещенные безрецептурные и рецептурные препараты, а также лекарства, после приема которых… Читать еще
Новая школа в Новом Городе не откроется к 1 сентября. Как сообщил Сергей Кузнецов, всё… Читать еще