Сумку с самодельным взрывным устройством пронесли на станцию «Сенная площадь» через рамки металлоискателя. Но он не сработал. А может, и сработал. Но охранник метро или этого не заметил, или закрыл на сигнал глаза: ведь нельзя же проверять всех подряд. Иначе в час пик на входе случится коллапс. Так могли ли правоохранители и служба безопасности метрополитена предотвратить теракт, или идентифицировать террориста в толпе все равно, что отыскать иголку в стоге сена?
С этим отчасти согласен президент Международной ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Сергей Гончаров.
«Если мы будем проверять каждого гражданина, неизбежно возникнет коллапс в транспортной системе города. И неизвестно, что хуже — приведет в действие взрывное устройство террорист в вагоне или в толпе на входе. Во втором случае жертв может быть еще больше», — считает эксперт.
Потенциальных террористов отсеивают в толпе сотрудники службы безопасности метро и правоохранители. Они же должны реагировать на крупные сумки и рюкзаки. И вот здесь, по словам Гончарова, на первый план выходит человеческий фактор.
«Если через рамки металлоискателя действительно пронесли огнетушитель, начиненный взрывчаткой (не разорвавшееся на «Площади восстания» взрывное устройство было сделано из огнетушителя — прим. ред.), то возникает серьезный вопрос — как это могло произойти? И кто это сделал? Если взрывное устройство пронес пассажир, почему на рамке металлоискателя не сработал видовой контроль? А если его пронесли технические работники метрополитена, куда смотрела служба безопасности? — рассуждает бывший заместитель командира группы «Альфа».
Впрочем, и у самой системы безопасности метро есть ряд серьезных недостатков. Во-первых, в рамках металлоискателя звучит любой металлический предмет. Например, ключи или гаечный ключ. Во-вторых, видеоператор службы безопасности физически не может следить за большим количеством экранов видеонаблюдения. И в-третьих, сотрудники метрополитена и полиции не всегда должным образом реагируют на неадекватное поведение пассажиров. Определить потенциального террориста легче сотруднику спецслужб, которого учили этому отбору. Обычный ЧОПовец, условно говоря, может задержать нетрезвого гражданина или гостя из ближнего зарубежья. А затем пропустить в подземку религиозного фанатика.
К слову, подозреваемый в теракте 22-летний Акбаржон Джалилов обладал вполне интеллигентной внешностью и был похож, скорее на прилежного студента, чем на террориста. Поэтому вполне вероятно, что на входе он не вызвал никаких подозрений. Может, на него и отреагировал бы сотрудник ФСБ, но где взять спецов на всю подземку?
Могло сыграть роль и то, что ранее в метрополитене северной столицы терактов не было. И сотрудникам петербургского метрополитена просто не хватило опыта, чтобы идентифицировать террориста. Хотя, по данным источника газеты «КоммерсантЪ», правоохранители знали о готовящемся теракте. Но так и не смогли определить его точную дату и место.
Недоработкой спецслужб считает взрыв в Санкт-Петербурге и генерал ФСБ в отставке Валерий Малеванный. По его мнению, оборудовать каждую станцию, как аэропорт невозможно, и террориста должны были выявить заранее.
Несмотря на то, что на некоторых станциях подземки даже установлены рентгенотелевизионные аппараты, — а они могут идентифицировать взрывное устройство, — сама процедура проверки занимает несколько минут. И в час пик проверять сумку каждого «зазвеневшего» пассажира невозможно. Вдобавок, нередко горожане неохотно дают «облучать» свои вещи и начинают спорить. А это тоже отнимает время и создает затор.
Впрочем, теперь горожане будут сговорчивее. Теракт напугал многих и даже заставил сменить вид транспорта. О снижении пассажиропотока сообщили даже в екатеринбургском метро. Не говоря уже о петербургском. Меньше народа наблюдается в московском метрополитене, который в разные годы уже пострадал от террористов. Но это временно. Обычно через несколько недель страшное забывается. И люди, которых напрямую не коснулся теракт, как ни в чем ни бывало продолжают ездить на метро. А что касается системы безопасности подземки, то как сказал бывший «альфовец» Гончаров, есть только один надежный способ ее улучшить — закрыть это самое метро.
ъъ
05.04.2017 16:49 в 16:49
Создать условия, при которых люди не будут уезжать в огромные города, усугубляя ситуацию. Вся страна стягивается в огромные мегаполисы, а мы вместо того, чтобы решать проблемы страны решаем проблемы этих раздувающихся на глазах мегаполисов. В которых риск растет с каждым годом.