На состоявшемся в Новосибирске заседании коллегии Ростехнадзора руководитель Сибирского управления этой организации Евгений Резников, анализируя положение дел в самых различных отраслях, отметил крайне неудовлетворительное положение дел с соблюдением правил техники безопасности на угольных шахтах нашего региона.
Он считает, что в основе абсолютного большинства последних аварий лежит именно человеческий фактор, а «технологические причины практически отсутствуют». Все современные предприятия, по его словам, приведены на данный момент в полное соответствие с требованиями промышленной безопасности на основе существующих нормативных документов. Везде есть многофункциональные средства контроля над содержанием метана и углекислого газа, приборы контроля пылеобразования и запыленности горных выработок. Своевременно проводится дегазация пластов там, где это предусмотрено проектом. Большинство шахт оборудовано системами оповещения и поиска застигнутых аварией людей…
Уже сам по себе этот факт позволил сократить число аварий с тяжелыми последствиями, в основе которых лежит повышенное содержание газа и пыли, на 70 процентов. И лишь наплевательское отношение к безопасности отдельных собственников и инженерно-технического персонала , которые в основу своей деятельности ставят увеличение добычи угля и прибыли любым способом, лежит сегодня в основе большинства трагедий.
«На наш взгляд, настало время, когда необходимо создать прецедент потери бизнеса не за допущенную аварию с массовой гибелью людей, а за систематически допускаемые грубейшие нарушения требований безопасности, которые могут привести к аварии с массовыми жертвами», — заявил он в этой связи. Иными словами, предложил лишать компании лицензии даже за создание потенциальной опасности для жизни и здоровья людей.
Пожалуй, лучшей иллюстрацией к сказанному могут служить результаты предварительного расследования причин аварии на шахте «Осинниковская»: трагедия, в результате которой в затопленной выработке погибли четыре человека, напомним, произошла месяц назад – 26 марта. Главный инженер вопреки существующим нормам и правилам, соответствующей технической документации по собственной инициативе уменьшил барьеры между выработкой и грунтовыми водами с 40 до 10 метров. Это и привело к прорыву воды. Соответствующие выводы комиссии Ростехнадзора уже находятся в уголовном деле.
Максим Вольский
NK-TV.COM