Вчера на совете директоров КХЛ было решено сократить число команд в лиге на сезон-2017/18 с 29 участников до 27. Помимо хорватского «Медвешчака», который принял решение вернуться в открытый чемпионат Австрии, турнир покинет новокузнецкий «Металлург». «СЭ» рассуждает о причинах и последствиях этого события.
Это все-таки случилось. Клуб, который на протяжении 25 лет выступал в элите российского хоккея, клуб, который воспитал Бобровского, Сорокина, Орлова, Зиновьева, Капризова и Телегина, был выгнан (а другого слова и не подберешь) из КХЛ.
У нас никогда не было иллюзий о том, как принимаются решения в КХЛ. Но раньше руководство лиги не только сохраняло видимость публичной дискуссии, а еще прислушивалось к замечаниями и любую непопулярную меру пыталось претворить в реальность максимально гладко и осторожно. Сейчас на это махнули рукой, действуя по принципу «нам так нравится». Красивые речи о трехлетней стратегии сменились не менее пышными фразами о новом семилетнем плане.
О том, что когда-то лига открывала платежные ведомости клубов вспомнить сейчас удается не сразу. Можно сколько угодно надувать щеки, говоря, что КХЛ «находится в хорошей форме», но массовое бегство – иначе не скажешь – игроков даже средней руки за океан перед олимпийским сезоном заставляет грустить.
После Пхенчхана этот поток только возрастет. Как сделать интересной лигу в таких условиях с учетом того, что всех остальных перспективных хоккеистов делят между собой два клуба? Даже в кризисное время в 2009-10 годы команды КХЛ могли удерживать игроков. Сейчас большие деньги от этого не спасают. Звездам, образно говоря, неинтересно плавать в нашем аквариуме и хочется попробовать вырваться в заокеанский пруд.
На этом фоне исключение «Кузни», очевидно, должно пойти на пользу нашему хоккею. Но объяснит ли кто-то, как именно? Зато есть очевидный факт. Клуб, который воспитал за последние годы многих звезд для сборной России, данную функцию неизбежно перестанет выполнять. Это уже проходили в свое время «Лада» и «Трактор», осевшие на несколько лет в «вышке». Все более-менее перспективные юниоры, начиная с 11-12 лет, уезжали в другие клубы.
Только и всего. Сами игроки, выступающие в том числе и в самых богатых организациях, при случае говорили о необходимости существования маленьких клубов. Радовал бы Санкт-Петербург, Олега Знарка и всю страну своими уникальными финтами тот же Никита Гусев, не получи он возможность раскрыться в «Югре»? Неизвестно. А ведь команда из Ханты-Мансийска еще в начале апреля входила в тот же «расстрельный» список, что и «Металлург», но решение по югорчанам было отложено до сезона-2018/19.
Конечно, из-за аутсайдеров страдает спортивная составляющая, ведь в нынешних условиях «Кузне» невозможно соперничать за хороших игроков с «олигархами». Но то же самое можно сказать еще про два десятка клубов! Или у кого есть иллюзии относительно шансов «Спартака», рижского «Динамо» и «Амура» пошуметь в плей-офф? Совершено непонятно, каким образом они вырастут хоть на немного после исключения «Кузни». У нее, кстати, за все эти годы почти не было проблем с долгами. Клуб жил по средствам, чем должен служить примером на фоне того, что происходило и происходит в «Динамо», ХК «Сочи», «Сибири» и многих других.
И поэтому напрашивается очевидный вопрос: каков критерий, по которому «Металлург» был исключен из КХЛ? Долги? Их нет. Маленький бюджет? Низкая посещаемость? Но тогда следующим на выход должен идти ЦСКА. Плохая ТВ-картинка? В Казани, Нижнем Новгороде и Магнитогорске все намного хуже.
Кажется, критерий куда проще: «Металлург» – это бедный родственник, которого долгие годы терпели за общим столом. Но для самых влиятельных членов «семьи» такое соседство доставляет репутационные хлопоты. Пришла пора избавляться – и сажать за стол поменьше, в ВХЛ. За несколько дней до совета директоров КХЛ гендиректор «Кузни» Сергей Зиновьев в интервью «СЭ» рассказывал о том, какими методами его команду пытаются убрать из лиги:
– В преддверии Конгресса международной федерации хоккея, который проходил в Кельне с 19 по 21 мая, у меня состоялся разговор с высокопоставленными представителями хоккея. Они мне сказали, что на чемпионате мира ходит хоккейный функционер, решающий судьбы клубов, и распространяет недостоверную информацию, что якобы новокузнецкий «Металлург» находится в плачевном состоянии, что есть долги по зарплате, что регион не заинтересован в выступлении в КХЛ, что мы не предоставили финансовые гарантии на предстоящий сезон.
***
Сокращение «Кузни» – это только начало, вскоре на выход пойдут еще несколько команд, включая уже указанную «Югру». Пусть и не сейчас, а через год-другой. Еще более цинично на данном фоне звучат слова Дмитрия Чернышенко о возможности дальнейшей зарубежной экспансии. Не отрицая политической необходимости иметь хорошие взаимоотношения с Китаем на всех уровнях, сложно понять, зачем при этом хоронить собственный хоккей? Можно было задаться еще десятком вопросов. Только толку от этого нет никакого. Пока не получены ответы даже на самые простые.