О перспективах развития Новокузнецка в преддверии 400-летнего юбилея города говорим с Андреем Полухиным, политологом, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории, обществознания и методики обучения НИФ КемГУ.

– Андрей Николаевич, давайте прежде всего поговорим о том, как складывалась судьба нашего города в разные периоды времени. Кузнецк – Сталинск – Новокузнецк не раз в истории обретал особую значимость для государства.

– Сибирские города вообще были значимыми для страны, и Новокузнецк в этом смысле не уникален. В некоторые периоды наш город действительно внёс неоценимый вклад в историю российской державы. Это такие периоды, как, например, 17–18 века, когда Кузнецк очень долго был южным форпостом на юге Сибири и прикрывал Томск, северные районы. А потом он будет организовывать в том числе заселение русскими Алтая. Кузнецкий уезд в 18 веке охватывал практически весь Алтай и его границы шли от Бердска, от реки Ини, где она впадает в Обь (это где сейчас район Новосибирска), до Монголии. Поэтому наш город в 17–18 веках, как пишут алтайские исследователи, сыграл выдающуюся роль в продвижении русской экспансии, колонизации – этот процесс можно по-разному называть – на указанные территории Сибири. Потом, в середине 19 века, когда всё уже «устаканилось», кузнецкие казаки были переселены правительством частично в Семиречье – это район Алма-Аты, в Восточную Сибирь, в Читинскую область, и уже на новых территориях они продолжили эту политику расселения русского народа по территории Азии. Здесь можно говорить о Кузнецком разливе и его роли на просторах Азии.

Второй момент, связанный с уникальностью нашего города, заключается в том, что во время Великой Отечественной войны он стал Кузницей Победы, внёс огромный вклад в победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Думаю, что две такие яркие страницы, связанные с вкладом нашего города в историю России, останутся знаковыми в летописи Новокузнецка.

– Конечно, ведь если бы не было Кузнецкстроя, наверняка Новокузнецк не был бы металлургическим гигантом, каким он стал. Возведение в нашем городе заводов тяжёлой промышленности предопределило пути развития Новокузнецка на много лет вперёд…

– Не только. Надо сказать, сама природа заложила здесь основы для формирования крепкого, мощного города. Как это уже давно описали геополитики, мощная энергия, идущая по великой Западно-Сибирской равнине, упирается в Кузнецкую котловину, которая в широком своём формате заканчивается именно на территории нашего города. И эта энергия не могла не отложиться крупной городской агломерацией. Потому что дальше уже достаточно узкие горные долины, и Новокузнецк как раз является неким геополитическим центром этой горной территории, Саяно-Алтайской горной страны. Появление здесь города было запрограммировано самой природой. Не случайно возникший именно на этом месте в 1618 году острог долгое время, 300 лет, был центром огромного уезда. До революции, точнее, до 1924 года, Кузнецкий уезд превосходил по площади современную территорию Кемеровской области. Просто он был повёрнут не на север, а в основном на юг и в сторону запада. Часть территорий, сегодня входящих в состав Алтайского края, это исторически кузнецкие территории. При Павле I здесь был огромный уезд, и поскольку мы были, по сути, центром Алтая, именно здесь построили единственную в Сибири каменную крепость. В Омске каменными были только ворота, бастионов каменных не было, в Тобольске же это не оборонительное укрепление, а декоративный кремль. В захолустном городке грандиозных крепостей не строили. А у нас сохранившаяся Кузнецкая крепость – это только часть укреплений. Основная крепость была внизу, это Болотная цитадель. В районе остановки «Улица Смирнова» до 1960-х годов валы сохранялись, и видны до сих пор в некоторых местах, об этом знают специалисты – историки, археологи. Для обычных провинциальных городков такие сооружения не характерны. Нашему городу, надо сказать, вообще везло на некую гигантоманию – это уже наша специфика. Единственная ахиллесова пята Новокузнецка – у нас не было мощных сквозных транспортных коммуникаций. Даже сейчас они не настолько развиты. Как только они будут построены, ситуация сможет измениться в лучшую для нас сторону.

– Какие вы имеете в виду дороги?

– Прямая дорога на Хакасию, дорога Барнаул – Новокузнецк. По прямой до Барнаула, например, всего 200 километров. Мы едем сейчас 400. До революции такая прямая дорога существовала – Барнаульский тракт. Эту дорогу надо строить, благоприятные южные районы надо осваивать. Хотя, по большому счёту, всё ещё впереди: в Сибири дороги только начинают строиться. Ещё лет 20 назад ситуация была просто аховая – до Кемерова, Новосибирска приходилось добираться через все шахтёрские города, и дорога была в очень плохом состоянии.

– Получается, наше будущее – в развитии транспортных коммуникаций, в приобретении статуса коммуникационного, транзитного центра юга Сибири? Какую Вы вообще поставили бы глобальную задачу перед городом, какой потенциал нам нужно искать и развивать сегодня, чтобы вновь стать значимым для государства центром? Ведь, можно сказать, в 1930-1940-е годы возможности кузнецкого края, богатого углём, и потребности государственной власти в металлургии совпали удачным для нас образом. Сегодня металлургия переживает не лучшие моменты, время развития города как гиганта тяжёлой промышленности прошло. В чём сегодня можно найти ключ к развитию Новокузнецка как крупного, значимого города?

– В Сибири много природных ресурсов, и в этом особенность нашего края – в целом кладовая России находится в восточной её части. И, я думаю, нам будет чем заниматься в ближайшие столетия. Я даже считаю, в Сибири не хватает населения для полноценного развития. Понятно, что из-за климата люди стараются здесь не селиться, ищут, где потеплее. Потенциала у нашего края много – здесь есть зачем жить и что развивать. Сейчас происходят перемены: идёт процесс роботизации производства. Рабочие специальности просто вымирают. То, что у нас произошло в нулевые годы, во всём мире началось в 1970-е: закрытие мартеновского производства, сокращение классической металлургии. Почему это происходит? По разным причинам. Появляются композиционные материалы, больше пластика используют, появились энерго- и ресурсосберегающие технологии. То, что с нами случилось, не уникально, это естественный процесс. Надо думать о том, чем это замещать. А в мире происходит формирование общества потребления и сервисных услуг. И с этим у нас проблемы – на юге Кузбассе так и не была создана полноценная система высшего образования, нет всей номенклатуры специальностей, нет престижных, значимых вузов. Поэтому наблюдается своего рода истерика, что всё пропало, из города надо уезжать. Хотя Новокузнецк по своему финансовому обеспечению неплохо смотрится среди городов Сибири. И даже в среднем по Центральной России, если не брать мегаполисы. Другое дело, что финансы надо правильно распределять. По моему мнению, важно больше направлять средств не на льготы и пособия, а для поддержки трудоспособного населения, которое и есть потенциал и двигатель экономического развития – то есть вкладывать в строительство, создание инфраструктуры. В принципе же на фоне среднероссийских городов, например, Калуги, Твери, Орла, Новокузнецк выглядит достойно, фундаментально. У нас чисто, благоустроенно. Мы привыкли ныть, домысливать, что всё плохо, тупик. На самом деле не всё так плохо и я не согласен с тем, что город без перспектив.

– То есть сейчас мы находимся в начале нового витка развития города?

– Действительно, в истории Новокузнецка были разные периоды – и расцвета, и упадка. Например, в 18 веке централизованно из Кузнецка изымали население, а его было не так много, и заселяли таким образом территорию Алтая. Процесс шёл целый век. Когда из города выводили воинские гарнизоны, численность населения тоже резко падала. Определённый период упадка переживал и дореволюционный Кузнецк. Но надо понимать, что нет вечно данных ситуаций. Застой на каком-то этапе всегда сменяется бурным развитием. Считаю, что за 400 лет накоплен мощный пласт внутренней цивилизации, укоренённой здесь, мощный пласт культуры, традиций, и на определённом этапе он даст возможность городу развиваться. Поэтому я нынешнюю ситуацию не рассматриваю так трагически. Тем более что федеральная власть уже давно говорит о том, что необходимо развивать не регионы, а агломерации. Об этом говорил Дмитрий Медведев, когда был президентом, об этом же говорят многие кремлёвские эксперты, на это уже направлены сегодня шаги федеральной власти. Ведь включение Новокузнецка в программу «Безопасные и качественные дороги» – это первое признание на таком уровне Новокузнецкой агломерации, где проживает большое количество населения. Кроме того, сейчас говорят об укрупнении регионов, причём основной акцент будет сделан на сложившиеся агломерации. Так что, можно сказать, ветра истории наконец-то задули в нашу сторону. У нас сейчас появляются дополнительные возможности для успешного развития.

– Благополучие нашего города, как показывает история, всегда зависело от выстроенных отношений с федеральной властью. Новокузнецкая агломерация, если она будет создана, станет тем самым моментом, в котором смогут совпасть интересы государства и нашего города? Потенциал для перспективного развития города, выходит, заключается именно в этом?

– Это может стать импульсом к развитию. В частности, может появиться перспектива контролировать больше финансовых возможностей. То, как будет развиваться город, напрямую будет зависеть от освоения этих средств на местах, от грамотного распоряжения ими. Прежде всего, я считаю, важно развивать в городе высшее образование, который создаст резерв так необходимых нам квалифицированных кадров. И нужно обязательно сохранить то культурное наследие, которое накоплено нашими предками – кузнечанами.

http://novotv.ru

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Бобровский отразил 28 бросков «Анахайма» и прервал личную серию поражений

Сергей Бобровский отразил 28 из 30 бросков «Анахайма». Вратарь «Флориды» вышел в старте на…