«Гегемон»- так называется выставка фотографий Владимира Соколаева, открывшаяся в Научно — техническом музее имени академика Ивана Бардина. Владимира Соколаева, увы, недавно ушедшего из жизни, представлять не надо ( а кто не знает, тому не поможешь). Гегемоном же звали во времена «развитого социализма» рабочий класс. О нем говорили пафосные слова с высоких трибун «слуги народа», вольготно размещавшиеся на широких спинах рабочих.

Металлурги были элитой рабочего класса, как , впрочем, и шахтеры. Один наш добрый знакомый говорит, что он родился с «золотой ложкой во рту». А дело в том, что его отец был металлургом и даже Героем Социалистического труда, и сын ни в чем не нуждался — этакая «золотая молодежь». Так что не все так просто в оценках ушедшего времени: в нынешнем сыну металлурга мало что светит, да и герои перевелись ( и слуги народа перекрасились в буржуев).

Все это длинноватое предисловие к тому, чтобы вы поняли тональность фотографий Владимира Соколаева, одного из авторов знаменитой группы ТРИВА, с конца 70-х -начала 80-х годов прошлого века заявившей о себе мощной социальной фотографией, которая вызвала гнев властей , увидевшей в ней «очернение» существовавшего строя. Между тем в фотографиях была только Правда.

Только Правду вы увидете на выставке «Гегемон». Фоторафии выхватывают моменты труда и быта металлургов КМК и Запсиба. Вот они на рабочих местах — в рельсобалке, коксохиме, электросталеплавильном цехе, в столовой и на прививке от гриппа… Все просто, узнаваемо, не выдуманно (и от того поражает еще сильнее). И еще — герои фотографий «не видят» камеру, ее словно нет. Они не позируют. По контрасту — экземляры газеты «Металлург», где они «правильны» : каски, торжественные лица в три четверти оборота, глаза всматриваются в «даль светлую».

Правда еще и в том, что здесь не найти и той самой «чернухи», которую так испугались в свое ( в то самое время, когда делались эти снимки) время власти. Впрочем, я уже сказал, что никакой чернухи и не было. Была жизнь во всей ее наготе.Найдите, к примеру, снимок «Стройбат на пусковом объекте», сделанный, кажется, на ЭСПЦ — 2. Нелепый солдатик с метлой смотрит в объектив фотоаппарата. Кто он, вырванный от очага родного кишлака родной Киргизии, почти не умеющий говорить на чужом языке, брошенный , униженный, одинокий… Это просто портрет, но как много он говорит. Я всегда считал его одной из лучших фотографий Владимира Соколаева, в которых всегда бездна смыслов.

Я думаю,это отличный подарок ко Дню металлурга.

Андрей Краевский

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Судьба Кирилла выявила несостоятельность системы опеки и надзора

О мальчике из Прокопьевска, над которым издевался отчим, кузбассовцы узнали совсем недавно…