На фоне несколько усилившейся политической активности в городе (народная примета – скоро выборы) по-прежнему остаются в тени главные действующие лица, восставшие в конце восьмидесятых против существующей экономической политики бывшего СССР. Речь – о представителях угольных предприятий, которых коллективы делегировали в состав рабочих комитетов. Тогда, в июле 1989, в период расцвета перестройки, сопровождаемой гласностью, никто и не предполагал, что вслед за забастовками последует и изменение общественно-политической формации. Что на смену победившему было социализму вернется вновь, как говорилось в учебниках, «прогнивший» капитализм с его еще большим экономическим принуждением людей труда, с новым делением общества на классы.
А так как у России всегда был особый, специфический путь, то вдруг выяснилось, что переход (по Марксу) на еще более низшую ступень – феодализм – тоже возможен. По крайней мере, уже сегодня активно формируется сословная каста с передачей по наследству (личной преданности, близкому знакомству) особо сытых должностей при различных федеральных (и не только) институтах. Если так пойдет и дальше, то графья могут рискнуть и оформить свое право на дворянский статус законодательно через Госдуму. Какие честные выборы, какая конкурентная борьба? И никто не осудит, никто бранного слова не скажет. Ни один телеканал. Ибо все это делается токмо для блага всего остального народа. До рабовладельческого строя, надеюсь, все же вряд ли дотянем, несмотря на наличие уже сегодня рабов, трудоустроенных на галерах.
Извините, отвлекся. Новые времена – новые политики. И все новые видят себя во власти. Может, потому что бытующая раньше установка, что «деньги – это власть» нынче потеряла свою актуальность? Пирамида перевернулась: «власть – это деньги» — так понимает большинство выстроенную в стране иерархическую вертикаль. И не подумайте плохого, в основе доминирующей нынче психологии политиков лежит не коррупция, нет – сама система. Кто-то, чтобы туда пробиться, выбирает наименее тернистый путь, став активистом «Единой России», или, как минимум, сочувствующим, кто-то пытается на волне народного недовольства «отдельными» экономическими неурядицами сначала отлить в бронзе собственное имя, а уж потом…. И пойди, обыватель, угадай, кому и для чего в действительности эта власть нужна. Те недовольные, из 80-х, были куда проще и «прозрачнее». По крайней мере, с виду.
В минувшие выходные некоторые из них отметили очередную годовщину рабочих волнений в Кузбассе образца 1989 года. На этот раз собралось не так много бывших активистов – шесть человек. Хотя планировалось наличие восьми. Время беспощадно, вот и за прошедший между встречами год ушел из жизни бывший председатель Новокузнецкого рабочего комитета Равиль Вахитов. Напросился на обед единомышленников-забастовщиков, всколыхнувших когда-то страну, и я. С единственной целью – получить оценку происходящим сегодня в стране политическим событиям, проведя аналогию с недовольством шахтеров в конце ХХ века. Получилось из затеи далеко не все.
Виктор Морозов, член Новокузнецкого рабочего комитета, горный мастер участка шахты «Байдаевская», подземный стаж – 32 года.
— Все говорят о коррупции. Да мало ли кто и что говорит о ней. Путин, например, тоже. К тому же, коррупционеров, которые в первую очередь, придя к власти, назначают себе соответствующие оклады, еще не сделав ничего полезного для страны, региона, избирателей, мы сами и выбираем. Общество стало ручным.
Я хочу понять, почему кто-то решил, что если государственному чиновнику много платить, то он воровать и брать взятки не будет? Откуда такая наивность? Сам по себе этот факт лишь повысит его собственную самооценку и, скорее всего, даже спровоцирует на финансовые правонарушения.
О каких вообще высоких идеалах речь, если мы зациклены на деньгах. Тут важно дешевле купить, подороже продать и вовремя получить зарплату. Желательно – высокую. Ведь надо престижно отдохнуть, жить в новой квартире и обязательно — в уютном микрорайоне, иметь машину, а лучше – две. Вы посмотрите кино, которое с утра до вечера крутят по ТВ. Там или американские фильмы со своим образом жизни и соответствующим антуражем, либо наши – им под стать. Уже целое поколение на них выросло и уверено, что жизнь — именно такая. Что недостаток в собственном доме – это не естественное состояние абсолютного большинства российских семей, а досадное недоразумение, в основе которых – неудачливые мама и папа.
Обо всех говорить не буду, но у шахтеров сегодня и условия труда, и уровень зарплат вполне приемлемый. Правда, существуют другие риски – скажем, в любой момент человек может остаться без работы. И никакой суд не поможет. А у каждого – кредиты, ипотека, семья… При таком раскладе идти митинговать без всякой гарантии что-то изменить, а завтра остаться ни с чем – это очень дорогое удовольствие.
Я бы пошел, потому что давно пенсионер. Но я хочу понять не только смысл, но и итог массовых выступлений. А оказаться орудием в чьих-то проворных и умелых руках, как это случилось в конце 80-х, большого желания нет.
Юрий Комаров, член Новоуказного рабочего комитета, горнорабочий очистного забоя шахты «Абашевская», подземный стаж – 24 года
— Я стараюсь внимательно следить за происходящими в стране и городе событиями, но, если честно, выхода из сложившейся ситуации не вижу. Поговоришь – недовольных жизнью, собственной неустроенностью хватает, а вот идти и агитировать за что-то, за кого-то желающих не так много. И на то есть причины.
Озвучена как бы цель, к примеру – борьба с коррупцией. Допустим, побороли мы ее, хотя это и нереально, а дальше-то что? Выбрали президентом кого-то из оппозиционеров – скажем, Навального. Мне, тебе, дяде Васе что с этого? Никаких кардинальных изменений в обществе, кроме «одних чиновников разгоним или посадим, а других поставим на их место, вдруг окажутся честными», не планируется. А если и планируется, то где-то в Москве, о чем никто не знает. Ни я, никто другой не видит истинную цель, за которую надо бороться, за которой можно идти.
Я много повидал на своем веку демократов, которые вроде бы стремились изменить жизнь к лучшему уже после того, когда мы сами отошли от дел, а в стране стала действовать рыночная экономика. В 1996 году перед выборами по просьбе кемеровских друзей даже создали в Новокузнецке штаб, чтобы помочь правильно сориентировать избирателей. Наняли студентов для агитации, сами все дела бросили, потому что была обещана компенсация нашего времени и усилий. А потом выяснилось, что денег нет. Вахитов вынужден был продать свой дом, чтобы рассчитаться со студентами. А руководил из столицы процессом Немцов. Как же обидно было узнать после его смерти, что там делят какие-то принадлежавшие ему миллиарды.
Мы-то в свое время и не хотели, не планировали радикальных изменений. Сначала. Это уже потом волна недовольства пошла, и стало ясно, что одним 608-м постановлением, улучшающим работу и быт шахтеров, не обойтись. Мыло получили, челноки страну каким-никаким барахлом наводнили, даже места в горсовете получили, некоторых депутатов в центр делегировали… К тому
же, основные требования были выполнены – успокоились. Дальше шел процесс, контролируемый «специалистами». Боюсь, при кардинальных переменах все это повторится.
Иван Жуков
NK-TV.COM
петрович
19.07.2017 16:08 в 16:08
Зачем говорить не правду? Б.Е. Немцов в 1996 году работал губернатором Нижегородской области и ни какого отношения к выборам в Кузбассе отношения не имел.
У нас в те времена всем руководил, хорошо известный ветеранам комитетчикам-
«Михаил Борисович Кислюк (р. 30 апреля 1951 года, г. Житомир, УССР, СССР) — один из лидеров рабочего движения шахтёров в Кузбассе в 1989—1991 годах, глава Администрации Кемеровской области с 27 августа 1991 года по 1 июля 1997 года» ( см.Википедию). Вот ему и задавайте вопросы, или берите зеркало и у себя спрашивайте.
Житель
20.07.2017 16:29 в 16:29
Да что толку-то, в чём собственно вы и признались, какие есть приоритеты. Никаких ? Есть, но это касается честного сознательного единого проекта и менталитета-желания меняться самому и менять. Объединиться -зарегистрироваться, и выйти территориально на формат сотрудничества с территориями. Есть закон, есть право конституции, есть всё решать на общем собрании. А коль бараны мы все, то деньги несём в банки и свои з/п на зарплатных картах, которые пилят, крутят, делят, кидают и ни какого творческого позитива. А все паразиты политики питаются творческим трудом, а платят как за рабский труд — вот и разница. Сами не далёкие, а в 90-х свои условия и менталитет был. Выживали — и казалось, что что-то решали…
Юра
20.07.2017 16:33 в 16:33
А что про Амана-Абмана скажите?
Есть знакомый, который в Москве по гостинницам скакал — с бандитами решал за Амана, — через 2 года пришёл путёвка спросить, и не получил, потому как и не понимал, что с Абманом связался зря. Кому-то мож им помог, но это всё «не качественно» с его стороны. Про людей забыл, с олигархами связался. А время сегодня и расставило всё по факту. Кто есть кто.