«Раньше, в Украине, мы все считали себя русскими, – разоткровенничался наш крымский водила Василий. Мы ехали от мыса Тарханкут – это самый запад Крыма – до «столичного» Симферополя. Почти за три часа совсем не гладкой крымской дороги я с удивлением обнаружила, что Василий совсем не рад, что теперь он «официальный русский». Но как же так – ведь КРЫМНАШ, а крымчане сами хотели быть в составе России?
Василий с женой начинали бизнес в нулевых – построили большой гостевой дом, взяли оборудование для виндсёрфинга и кайтсёрфинга (на Тарханкуте такие ветра, что «доски» по морю и лиманам здесь просто летают). И всё было распрекрасно – летом у них собиралось по доброй сотне гостей (в основном, украинцев), местные власти к бизнесменам прислушивались, налогов почти никаких (правда, были «сборы на благотворительность»). И вдруг – Россия!
Доля крымской теневой экономики практически в два раза выше, чем в среднем по нашей стране. А тут в дикий туристический рынок, сложившийся и благополучно действующий в украинские времена, «полезли всякие» – наводить российские порядки. И оказалось как в анекдоте: «Я думал, что надо только взятки платить, а на самом деле – и взятки, и налоги». В общем, крымскому бизнесу приходится тратить время и деньги на адаптацию к российским законам и налогообложению и вообще правилам игры. Ну какому Василию это понравится?
«Появились» невиданные раньше земельный, имущественный, транспортный налоги и ощутимые штрафы, если ты их вовремя не заплатишь. Заметно прибавилось бюрократии – во времена Украины, если компании, например, нужно было собрать десять документов, то в действительности достаточно было подготовить два или три. В России же, если сказано делать 15 документов – ты делаешь 15.
Большая проблема – переоформление прав собственности на имущество и договоров по аренде земли по российским законам, а также порядок размещения нестационарных торговых объектов. Но она не единственная. Из-за риска подпасть под западные санкции на полуострове не присутствуют крупные российские банки – там есть только местные РНКБ, Генбанк и ЧБРР.
А у них, понятно, намного меньше ресурсов, и кредиты – особенно длинные – они очень неохотно дают. Хорошая кредитная история времён Украины не в счёт – её никто не хочет проверять. Да, между ставками в Крыму и в остальной России радикальной разницы нет, но взять в крымском банке деньги на развитие практически невозможно.
Летом в курортном Крыму работает немало украинцев, а с ними одни хлопоты – специальные патенты, повышенный НДФЛ. Сдаёшь жильё отдыхающим – покупай патент, плати налоги. Большинство, конечно, продолжает действовать, как привыкли. Но если попадёшься – тебя такими штрафами выутюжат, что мало не покажется.
Но главное, на что жалуется Василий, – им с женой, немолодым уже людям, надо всё начинать сначала. А ведь только-только наладили хозяйство, думали припеваючи жить в любимых местах (а красотища на Тарханкуте нереальная), помогать детям и внукам. Но приходится крутиться, как молоденьким белкам в колесе. Хотя гостевой дом у них большой, они держат всего лишь двух работников (русского и украинку).
А потому что поток отдыхающих сократился в разы, так что получаемые доходы в основном уходят на налоги. Украинцы к ним почти перестали приезжать – это сложно. Русских не так уж много – дорога дорогая. Вот жена Василия и убирает комнаты, стирает постельное бельё, готовит гостям еду. А он возит туристов до Симферополя и обратно и горюет по «старым добрым» украинским временам.
Правду сказать, с такими «антироссийскими настроениями» я столкнулась только на западе полуострова. Там об Украине и России – и с кем крымчанам лучше – спорят и ссорятся даже лучшие друзья и давние соседи. В восточной части Крыма, если и ностальгируют по прошлому, то этого не замечаешь. А в Севастополе – такое ощущение – живут сплошь патриоты России. Ещё бы! Он всегда был городом российской славы.
Василию можно только посочувствовать – если не знаешь, что Крым является одним из лидеров среди российских регионов по сумме дотаций, к тому же имеющий хроническую недофинансированность, тянущуюся ещё с 90-х. Так, по федеральной правительственной программе до следующего года Россия – то есть все мы – потратит на Крым 680 миллиардов рублей. В пересчёте на одного жителя полуострова, чьё население составляет немногим более двух миллионов человек, – это по 300 тысяч рублей каждому Василию.
Известно, что только смета на 19-километровый Керченский мост, который соединит Крым и Таманский полуостров, уже просчитана в 227,92 миллиарда рублей. Но ведь всегда возникают непредвиденные расходы, правда?
Но, конечно, тут не всё так просто. Вот, к примеру, Путину отрапортовали, что в нынешнем году в Крыму должны отремонтировать 53 км дорог – на 21 миллиард рублей. К слову, даже если бы такой высокий уровень финансирования сохранялся и в дальнейшем, то ремонт всех крымских дорог занял бы 117 лет.
Однако куда любопытнее цифра в 21 миллиард рублей за ремонт 53 километров – это почти 400 миллионов за один км! Умеют же люди «осваивать» федеральные деньги… А василии пусть завидуют, крутя баранку и вздыхая по «старым временам»!
Инга Видалова
NK-TV.COM
читатель
26.07.2017 16:14 в 16:14
Удачи Василию!