Полигон твердых бытовых отходов в Кругленьком с июня может быть закрыт.
Когда нам в редакцию сообщили, что “Лаврик собирается закрываться”, первой реакцией было высмеять распространителя провокационных слухов.Однако решили проверить их как по официальным каналам, так и связавшись со знакомыми, работающими на полигоне в Кругленьком. Слухи оказались небеспочвенными: о грядущих сокращениях, возможной задержке зарплаты и вообще о ликвидации на предприятии говорили давно. Но сейчас, со слов сотрудника, пожелавшего остаться неназванным, стало и вовсе невесело — кредит, по слухам, взятый на мартовскую зарплату, “проели”, апрельскую платить нечем…
Но как же так, братцы? Еще недавно резали ленточки, трещали по всем каналам о самом экологичном и передовом из предприятий Кузбасса, да что там Кузбасса — Сибири!.. Закрывали, вроде как навсегда, вечно дымящую и смердящую “дозовскую” свалку, строили со скандалами и напряжением всех кошельков дороги на полигон ТБО из Кузнецка и Запсиба (заодно связав районы между собой), городили огород со взвешиванием мусора и его перевозкой. И считали, что теперь “по утилизации” мы впереди планеты всей. Областной центр завистливо поглядывал и тоже как бы собирался строить у себя что-то подобное, да так и не собрался. Что же “не срослось” в принципе, раз курочка, несущая золотые яички, рискует попасть под вострый нож?
Во вторник удалось пообщаться с генеральным директором ООО “ЭкоЛэнд” Андреем Функом. Слух о грядущей ликвидации предприятия он опроверг. Сокращать штат тоже никто пока, с его слов, не спешит. Но то, что ЭкоЛэнд собирается приостановить деятельность, Функ отрицать не стал.
— Май мы еще дорабатываем, а с 1 июня, возможно, прекратим принимать отходы. У нас просто не будет возможности продолжать деятельность.
— Почему?
— Счета будут арестованы. Задолженность предприятия на сегодняшний день — 45 миллионов рублей. В том числе 20 миллионов по налогам. Не оплатим до середины мая - арестуют счета, и даже те крохи, которые поступают от сторонних организаций и необходимы для обеспечения текущей деятельности, станут недоступны. Не говоря об основном долге перед нами.
— О какой сумме идет речь?
— Размер задолженности города перед ЭкоЛэндом постоянно растет, он достиг к настоящему моменту 216 миллионов рублей… Мусор нам на утилизацию и захоронение привозят две муниципальные организации, с которыми имеются соответствующие договоры: МКП “Дороги Новокузнецка” и УДКХиБ. На их долю приходится примерно 80 процентов всех принимаемых отходов. Сейчас, весной, в связи с очисткой города от накопившейся грязи объем еще более возрос — около тысячи тонн в сутки. Согласно условиям договора и утвержденным тарифам, город должен нам оплачивать за оказываемые услуги около 15 миллионов рублей в месяц. Однако оплата идет на уровне 2-3-х миллионов рублей…
— Кроме муниципальных предприятий вы принимаете мусор и от частных, верно? Они расплачиваются?
— Да, сторонние организации оплачивают наши услуги, в среднем, около трех миллионов рублей в месяц, но для сведения концов с концами этого недостаточно. Добавлю: еще около двух миллионов предприятие зарабатывает само, продавая извлеченное из отходов вторсырье — металлы, пластик, бумагу, стекло. Но сортировка ведется вручную, затраты только на зарплату с обязательными отчислениями составляют 3,6 миллиона рублей в месяц. Кроме того, требуется оплата потребленных коммунальных ресурсов, транспортных расходов, упаковки. Необходимо обеспечить функционирование очистных сооружений, которые очищают фильтрат…
— Фильтрат — это жидкая часть отходов?
— Да, то, что выделяется, “отжимается” из бытового мусора и скапливается. Если не откачивать и не очищать фильтрат, он вместе с осадками переполнит хранилище и будет переливаться через дамбу, разрушать ее. Хлынет сначала в ручей Маркино, а после в Томь.
— Может, ваши тарифы слишком высоки? Раз город вам недоплачивает, а вы все не останавливаетесь?..
— Тарифы утверждены департаментом цен и тарифов областной администрации. Они там очень подробно проверяют все представленные данные: если не сможешь всесторонне обосновать — не примут, снизят… Более того, мы сами вышли на 2013 год с инициативой снижения действовавшего тарифа на 10 процентов — за счет уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (ввели у себя кое-какие технологические усовершенствования).
Действующий тариф обоснован и актуален, средства необходимы для осуществления текущей деятельности. Существующих подготовленных площадей для захоронения ТБО хватит максимум до сентября: все будет заполнено. Для того чтобы дальше размещать отходы, нужно подготавливать новые. Для этого требуется специальная дорогостоящая пленка, которую мы заказываем в Германии. Она вместе с соответствующими работами по уплотнению грунта, укладке самой пленки, свариванию ее с действующей основой обойдется примерно в 27 миллионов рублей. Где их взять? Повторю: накоплена огромная задолженность перед поставщиками, подрядчиками, налоговыми органами. Если все это не удастся погасить, мы будем вынуждены приостановить свою деятельность.
— Закроете ворота перед мусоровозами?
— А что еще остается?..
Сложно судить, насколько вероятен такой сценарий. Попробовал смоделировать ситуацию “экобунта” или “экосаботажа” — как кому больше нравится. Май заканчивается, двери закрываются. Заставить частную организацию против ее воли принимать отходы город не в состоянии. Девать тысячу тонн мусора в сутки куда-то надо. Законного права вываливать отходы жизнедеятельности на первый попавшийся пустырь нет, значит, начнут валить “по тихому” в овраги или жечь нещадно.
Но в целом ситуации это не спасет. Последует введение какого-нибудь “особого режима” или “чрезвычайного положения”, в связи с которым ввиду безвыходной ситуации мусор будет сваливаться либо на ту же “дозовскую” свалку либо в какой-нибудь карьер в Новокузнецком районе. С ДОЗом и так до сих пор разобраться не можем. На мероприятия по консервации потрачена уйма денег. Кто же даст сверху заново валить? А возить к черту на кулички дорого, и опять-таки придется учитывать интересы районной администрации, которой палец в рот не клади. Наконец, чрезвычайный режим когда-нибудь должен быть отменен.
Мог бы спасти ситуацию альтернативный полигон, когда бы он был. Помнится, руководство Новокузнецкого района грозилось чуть ли не полдюжины полигонов ТБО открыть на своей территории. Соседние города — Прокопьевск, Мыски, Осинники - тоже задумывались. Да вот только как-то не срослось ни у кого…
Автор: Сергей Бабиков