Если вы не видели фотовыставки Владимира Соколаева «Пунктиры Вселенной» в Художественном музее, то у вас есть шанс сделать это до воскресенья включительно.
Соколаева, как не мной сказано, сегодня в России знают лучше, чем в городе, которому он с друзьями по легендарной группе ТРИВА , можно сказать, подарил с легкой руки «новокузнецкую школу социальной фотографии». Это , скоро выяснилось, было явление поколенческое : некий выброс пассионариев( по Гумилеву). Потому что в следующих поколениях пафос необыкновенных фотографических открытий постепенно угас. Теперь мы имеем дело ( особенно после смерти Володи : нынешний год — год его памяти) в основном с архивами.
Я познакомился с Владимиром Соколаевым в то время, когда он работал с Сашей Гавриловым над проектом «Дети в доме»: Владимир делал фотографии из детских домов, домов ребенка, героями которых были брошенные дети («Дети в доме» таким образом пробретали весьма ироническую окраску), Александр делал то же самое средствами графики. Проект был сумасшедшим по накалу. Я о нем писал, побывав с Соколаевым в этих самых домах. Впечатления самые черные.
Проект этот для Владимира Соколаева был одним из самых последних из числа социально — репортерских.В конце 1980 — х он резко( это взгляд со стороны : ждешь от человека привычных поступков, а он ломает все представления о нем) уходит к тому, что он под занавес жизни (потрясающие выставки в Питере, Москве, Екатеринбурге) философически назвал «Вечные миры». Пустынные ( нет, не так: эти места буквально заселены неким духом, назовите это Богом)пейзажи Алтая , Хакасии, Кузнецкого Алутау… Потрясающие пейзажи ( «пустыня внемлет Богу»).
«Безупречность отображения является уникальным качеством Фотографии и делает ее идеальным инструментом, способным сохранять в человеческой истории материализованную Реальность, — разговаривал с собой и миром Владимир Соколаев. — Вторым не менее уникальным качеством Фотографии является ее специфическая взаимосвязь со Временем. С помощью Света в Металле запечатлевается тонкий срез Единого Потока.
Этот срез, толщиной в выдержку, изымается из Вечности щелчком затвора. Одновременно с материализацией изображения на фотобумаге, этот срез Вечности развертывается в текущем пространстве Настоящего. И событие, запечатленное на снимке, предъявляется нашему вниманию. Предъявляясь, событие органически входит в нашу жизнь, создавая в ней вход в пространство Истории. Так фотография возвращает человеку забытую способность сохранять связь времен внутри Вечности. Никакой другой вид деятельности не обладает этой уникальной способностью — преобразовывать мгновение в Вечность. Каждый щелчок затвора создает Вход в непрерывный временной Поток и оставляет его открытым до тех пор, пока существует сам снимок.
Наши снимки — результат нашего личного решения наполнить собственную историю запечатленными событиями. Так мы создаем собственную жизнь, вкладывая в нее избранные срезы Вечности, окружая себя открытыми Входами в события, встречи и явления. Эти открытые Врата влияют на нашу жизнь, изменяют наше пространство, меняют нас. Это наш выбор и наша ответственность. И созданная история — тоже только наша.»
Вот, собственно, вчерне, что вы увидете на выставке: блоки социальной фотографии времен ТРИВА в этакой «не музейной» развеске с шикарными комментариями самого Владимира — записей, размышлений (он , как вы убедились, умел говорить умно, обстоятельно и точно), фотографии из архива Соколаева ( он и члены объединения, вот, к слову, он и Гаврилов во время работы над проектом «Дети в доме»), наконец, некие осколки его великолепного проекта «Вечные миры».
Хорошо было бы если бы город сделал что -то чтобы привезти эту выставку домой целиком, хорошо бы организовать большую фотовыставку группы ТРИВА ( Соколаев, Воробьев, Трофимов). Но изобилие всяческих «бы» наводит на грустные подозрения, что сегодня это практически невозможно…
Андрей Краевский
NK-TV.COM