Возможный запрет резидентам США покупать российские госбумаги приведет к тому, что внешний долг России может быть относительно безболезненно конвертирован во внутренний. Об этом рассказали «Известиям» в Банке России. Покупатели суверенного долга найдутся в банковском секторе и в странах БРИКС, добавили эксперты. В самом худшем случае Центробанку потребуется $37,6 млрд на выкуп доли нерезидентов. Это по силам регулятору, который в последние три года приложил много усилий для «импортозамещения» внешнего долга компаний.
В августе президент США Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Определиться с этим решением Соединенные штаты должны в начале следующего года — в январе истекает 180-дневный срок, в течение которого американский минфин должен предложить конгрессу рекомендации по запрету на инвестиции в российский госдолг.
— Негативные последствия такого запрета могут быть нивелированы высоким спросом на ОФЗ со стороны банковского сектора, который заинтересован в высоколиквидных активах, — прокомментировали «Известиям» возможные риски в ЦБ.
Если от ОФЗ станут избавляться сразу все иностранные держатели, то на выкуп Центробанку потребуется $37,6 млрд. При объеме золотовалютных резервов в $426,4 млрд это существенная сумма. Поэтому возможные санкции и последующая реакция рынка вызывают опасения у некоторых финансистов. Такое развитие событий может спровоцировать массовую распродажу российских ОФЗ, что резко увеличит спрос на валюту и создаст риски для курса рубля.
В аналитическом обзоре Райффайзенбанка, с которым ознакомились «Известия», говорится, что спрос российских банков на ОФЗ будет недостаточным для того, чтобы абсорбировать весь объем распродаваемых иностранцами российских активов. Впрочем, по оценкам других экспертов, отрицательное влияние санкций не стоит преувеличивать.
— Можно, конечно, стоять на алармистских позициях, но на самом деле реализация такого сценария маловероятна. Чтобы вызвать панику, все иностранцы одновременно должны принять решение о продаже бумаг. Ведь прямой запрет на вложения в российские бумаги — это практически объявление войны. Вряд ли администрация Трампа на это пойдет, — считает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Эксперт напомнил, что в 2014-2015 годах российские компании столкнулись с необходимостью рефинансирования $70 млрд внешнего долга. Сделать им это помог Банк России, который ввел несколько инструментов предоставления банкам валютной ликвидности по низким процентам.
При этом пока иностранные инвесторы не спешат избавляться от российских госбумаг. По данным ЦБ, доля нерезидентов среди держателей ОФЗ на 1 октября достигла исторического максимума — 33,2% (2,2 трлн рублей).
— Я понимаю опасения, что нерезиденты сбросят российский долг. Однако они очень прагматичные люди и, скорее всего, не станут продавать бумаги, которые приносят им хороший доход (более 8% годовых). В случае принятия решения о запрете покупки новых выпусков в портфели, это, окажет влияние на рубль, однако насколько он подешевеет, зависит от реакции Центрального Банка, — отметила глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. При этом, по ее словам, влияние на рубль новых санкций не обязательно будет существенным.
По оценке эксперта ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олега Якушева, спрос на российские госбумаги может вырасти со стороны инвесторов из стран БРИКС.
Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы, Минфин планирует занимать на внешнем рынке по $1 млрд в год, а на внутреннем — по 1 трлн рублей в год.
Санкции, вводимые США, разумеется, ограничивают в возможностях привлечения средств как российские компании, так и государство. Но в этом случае внешний долг государства будет постепенно трансформироваться во внутренний. Это означает меньшие риски по госдолгу и больший контроль за ним, поскольку он будет выражен в национальной валюте.