Ровно 75 лет назад — 31 января 1943 года — генерал-фельдмаршал Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс сдался в плен войскам Красной Армии и был доставлен в деревню Бекетовку. А через два дня последние очаги сопротивления остатков немецкой 6-й армии были подавлены.
Эта страшная битва — Сталинградская — длилась 200 дней и ночей. Она стоила самое большое число человеческих жизней за всю историю военных битв — под Сталинградом и в Сталинграде погибли 2 миллиона 100 тысяч человек. Новокузнечане — тогдашние сталинчане — там тоже сражались. И умирали.
Свой первый отряд — 150 шахтёров — сталинская шахта «Байдаевская» провожала на фронт в 41-м. За четыре года Великой Отечественной с этой шахты прямо в действующую армию ушли несколько сотен человек. Тогда все они жили в маленьком пришахтовом посёлке Байдаевка — сегодня это Байдаевский микрорайон, входящий в Орджоникидзевский район Новокузнецка.
И хотя шахтёрский посёлок Байдаевка появился только в конце 30-х годов прошлого века, когда началось строительство советской шахта «Байдаевской», а Орджоникидзевский район был создан в 1960-м, места эти русские поселенцы облюбовали ещё в 1626 году. Ну как облюбовали? Построили укрепление Фески, вокруг которого высились горы да ширились пустыри, переходящие в непроходимые болота.
Стояло оно на берегу речки Царёвой — нынешней Коммунарки. Почему Фески? Почему Царёва? Неизвестно. Но именно на этом месте проходил дальний рубеж защиты Кузнецкого города. Доподлинно известно, что первые жители деревни Фески были ссыльными людьми — Муратовы, Дружинины, Бессоновы… И Байдаевы.
Видимо, эти Байдаевы были какими-то особо важными для «обчества» людьми или просто здорово «расплодились», но только появившиеся спустя 314 лет шахту и пришахтовый посёлок назвали Байдаевской и Байдаевкой. А тогда — почти четыре века назад — люди просто жили, любили, молились.
В 1890 году священник Тюменцев — это он венчал Достоевского и Исаеву — осветил в деревне Фесковой закладку молитвенного дома, при котором, когда он был построен, открыли школу грамоты. С тех времён и была известна старая байдаевская улица Архангельская, которую в 1985 году переименовали в улицу братьев Гадёновых — в честь сталинских братьев-архангелов Михаила, Андрея и Дмитрия.
У бывшего красного партизана Гражданской войны Леонтия Ивановича Гадёнова и его жены Ирины Егоровны родились 12 детей. Но, конечно же, главной родительской опорой были четыре сына — старший Миша, младший Саша и появившиеся на свет в один день 1921 года весёлые, дружные, ладные близнецы Андрейка и Митя.
В 38-м большое семейство Гадёновых переехало в Сталинск, где строилась новая советская шахта. Сначала жили в шалаше, а потом все вместе поставили дом, ставший первым на будущей поселковой улице Соревнования. Отец и близнецы Андрей и Дмитрий участвовали в стройке, а в 1940 году, когда «Байдаевская» стала добывать свой первый уголь, пошли туда работать. Один брат — слесарем. Другой — молотобойцем.
Когда началась война, демобилизованный Михаил Гадёнов как раз возвращался к родным да так и не доехал до дома — прямо с дороги был отправлен на фронт. В это время Андрей и Дмитрий Гадёновы уже служили в Красной армии, куда их призвали весной 40-го. А Александр Гадёнов ушёл воевать в 41-м.
Мамин Андрейка стал танкистом. Несколько раз был ранен, но не тяжело. Писал из госпиталя маме, отцу и сёстрам, что скоро всё заживёт и он опять будет бить немецкую гадину. Командир орудия 235-й огнемётной танковой бригады гвардии сержант Андрей Леонтьевич Гадёнов был убит и похоронен в деревне Цыбенко 14 января 1943 года.
А всего за два дня до его гибели — 12 января 43-го — в той же деревушке пал смертью храбрых командир миномётного взвода 223-й стрелковой дивизии младший лейтенант Дмитрий Гадёнов. Близнецы всю жизнь были вместе — росли, играли, добывали уголь. Так получилось, что и воевали они бок о бок. И даже похоронили Андрейку и Митю рядом.
Но братья даже не догадывались да и и не могли они это знать, что вместе с ними в одной 62-й армии воевал и Михаил Гадёнов — он тоже защищал Сталинград. Старший брат был смертельно ранен в бою 13 января и спустя три дня умер в прифронтовом госпитале.
Сразу три похоронки — одна за другой — пришли в шахтерский посёлок Байдаевку Ирине Егоровне и Леонтию Ивановичу Гадёновым. Они проводили в Красную армию четырёх сыновей, а домой — после победы в войне — вернулся только один майор авиации Александр Леонтьевич Гадёнов.
Подвиг Михаила, Андрея и Дмитрия — «незаметный» и безвестный среди миллионов смертей Великой Отечественной — стал известен благодаря поисковой работе учеников новокузнецкой школы №76. А в 1985-м в год празднования 40-летия Победы улица Архангельская в Байдаевке была переименована в улицу братьев Гадёновых, геройски погибших под Сталинградом в январе 1943 года. Вот уже 33-й год на стене дома №8 на этой улице висит скромная беломраморная мемориальная доска в их честь.
Полина Тихомирова
NK-TV.COM