Наш Новокузнецк – как унтер-офицерская вдова из гоголевского «Ревизора», которая сама себя высекла и продолжает в том же мазохистском духе с пугающей маниакальностью. Взять недавние «приключения» дважды орденоносного старого въездного знака, который мэрия сначала хотела снести, а потом пообещала реставрировать. К слову, на сайте электронных референдумов «Наш Новокузнецк» даже проводилось голосование, в котором приняло участие «аж» 520 человек. Вот так: нас секут, а мы только ресницами хлопаем. Мы уже продемонстрировали нашу готовность прохлопать собственную историю. И, похоже, давно «хлопать» хотели на нашу культуру. Это мне одной кажется оскорблением, когда в год 400-летия города два его лучших хора походя лишаются статуса муниципальных?!

А кто они такие?

Это ещё недавно на самых престижных фестивальных площадках при вручении самых лестных музыкальных наград хор Липового и хор Курихиной звонко объявляли муниципальными – камерным и молодёжным – хорами города Новокузнецка. Но что-то там в чиновничьих бумажках такое случилось, что это гордое для Новокузнецка и новокузнечан слово из названий прославленных городских хоровых коллективов «убрали». А Сергею Алексеевичу и Нине Константиновне никто ничего объяснять не стал. А кто они такие?!

В прошлом году уже не муниципальный камерный хор, созданный заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Сергеем Алексеевичем Липовым, отметил своё 25-летие. А в этом году уникальный дирижёр, педагог, хормейстер, «нянька» сразу нескольких хоров, большой бесценный энтузиаст и маэстро снова организовал им же десять лет назад и придуманный региональный хоровой фестиваль «Кузнецкая земля».

Как-то на посвящённом 95-летию Свиридова хоровом вече в Новосибирске внук великого, профессор Санкт-Петербургской консерватории, долго жал руку нашему Сергею Алексеевичу. Расчувствовался. Благодарил. Да потому что мощный Георгий Васильевич звучал под управлением Липового «именно так, как надо».

Уже не муниципальный молодёжный хор «Надежда» продолжает чудно звучать почти три с половиной десятка лет. Его удивительная «мамочка» – неудобный человек, но её потрясающий энтузиазм, тонкий педагогический дар и невероятная любовь к роскошному искусству хорового пения не может не вызывать уважения.

Это заслуженный работник культуры России Нина Константиновна Курихина постоянно устраивает для музыкальных гурманов Новокузнецка дивные классические концерты, на которых выступают её талантливые бывшие ученицы. Это её нынешние ученики неизменно производят фурор на международных фестивалях, а профессора знаменитой петербургской консерватории, поражённые работой педагога «из далёкой сибирской глубинки», восклицают в один голос, что «дети так петь не могут».

Букашкины бумажки

Нам повезло жить в городе, где живут и работают эти необыкновенные люди – дирижёры и педагоги от Бога. А хоровые коллективы, которые они создали, – это наше городское достояние, гордость Новокузнецка. И очень странный, мягко говоря, подарочек сделал себе город накануне своего 400-го дня рождения, «вычеркнув» из названий хора Липового и хора Курихиной знаковое словечко «муниципальный».

Это не только оскорбительно, но ещё и хлопотно. Теперь Сергей Алексеевич заполняет четыре журнала вместо одного – по числу коллективов, на которое «поделили» его хор. «И вам не жаль бумаги? – Нет! Наша бумажная промышленность работает превосходно». Помните эту романтично-комичную сценку между главными героями всенародно любимого кино конца 70-х?

Может, оно так и лучше – для чиновничьих бумажек. Провёл что-нибудь маэстро – можно сразу четыре галочки в отчёте нарисовать. Не сильно удивлюсь, если в этом и кроется причина произошедшего. Только тогда получается, что «унтер-офицерская вдова» сама себя высекла ещё глупее и больнее.

«Надежда» Курихиной, как и камерный хор Липового всегда были «приквартированы» к ДТС. Так всё и осталось. Но в позапрошлом году Дом творческих союзов Новокузнецка – вместе с «Октябрём» и ДК «Строитель» – был соптимизирован в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный культурно-досуговый комплекс Центрального района». Если верить его отчётам, то оптимизированное МАУ ежегодно проводит более 1300 мероприятий, не говоря уже о показе кинофильмов.

Это получается почти четыре мероприятия в день без выходных и проходных – разумеется, лишние галочки при таком раскладе не помешают. К тому же Липовой и Курихина по-прежнему концертируют – правда, не в стенах родного ДТС. Там зал закрыт «на ремонт», который всё никак не начнётся.

Идеи и иллюзии

Не секрет, что ДТС был любимым «ребёнком» второго секретаря горкома, а «по совместительству» певца Альберта Ленского. Это он настоял, чтобы здесь были собраны именно городские творческие союзы, а не как руководство города планировало изначально – просто разместить в новом здании художественный фонд и службу быта (то же ещё те оптимизаторы были). И вот в 86-м закипела настоящая «народная стройка». И кто бы подумал, что эти «мазилки» и «писаки» не только кисточки и ручки способны удержать в руках? Но, если честно, закалённые ещё соцреализмом тогдашние архитекторы, художники, журналисты спокойно могли и коня на скаку.

Создать в большом промышленном городе свой уникальный Дом творческих союзов было гениальной идеей – таких в стране насчитывались лишь единицы. Новокузнецкие архитекторы сами нарисовали проект своего ДТС. Все союзы вместе таскали строительный мусор, мыли, красили, клеили плитку, приносили на стройку кирпичи и провода, а потом из их домов сюда же стала «уходить» мебель. Естественно, всё это делалось ударно… и бесплатно. И так же ударно и бесплатно здесь ставили современные пьесы, играли джаз, устраивали громкие выставки. Долгое время в ДТС вообще не было никаких ставок. Зато творчества – хоть ложкой ешь. И тогда в Дом творческих союзов действительно приходил весь город.

В конце декабря 86-го ДТС торжественно открыли любимая в Новокузнецке актриса из нашего драма Ирина Протопопова и популярный в СССР писатель-фантаст Геннадий Емельянов, который много лет жил и работал у нас в городе. Только за первые полгода городские творческие союзы организовали больше сотни своих выставок, спектаклей, концертов и собрали около десяти тысяч человек. Один «СинТезис» давал две сотни спектаклей в год.

Тогда в семь часов вечера самое интересное в жизни города только начиналось – все спешили к ДТС. Городские композиторы оккупировали студию звукозаписи – там была и такая! Художники и фотографы замахивались на самые смелые проекты – например, нашумевшая «Экология», показавшая новокузнечанам, где и как они живут, взволновала тысячи людей. В театре Дома творческих союзов ставили невиданного по тем временам Ионеско. Летом играл джаз и работало кафе.

Но в 96-м «жить стало хуже, жить стало грустнее». Хотя идеи (и иллюзии) всё ещё били ключом. В то время союзы горячо обсуждали такой проект – как реорганизовать ДТС в Новокузнецкий дом работников искусства. Это бы и по статусу, и бюджету приравняло его к ДК. К тому же подобных домов работников искусства было совсем немного по всей в стране, и они входили в единую систему, а это открывало возможности, например, привозить в Новокузнецк звёзд – причём бесплатно для города.

Нелюбимый город

В ДТС даже собрали для такой реорганизации требуемый пакет документов. Только дело «не выгорело» – как и мечты о реконструкции зала. А ведь архитекторы – опять же сами и без денег – придумали дешёвый и сердитый проект, как это сделать. Всего-то и нужно было забить шесть свай, поднять стену, навести отделочную красоту.

Но денег на это не нашлось. ДТС и так был в долгах, как в шелках. Таким он и перешёл под директорство Татьяны Александровны Дубоделовой. О молодой, активной, энергичной и очень позитивной бывшей чиновнице из районной администрации в 99-м любили писать журналисты – Дом творческих союзов с её приходом, и правда, будто получил «второе дыхание».

А что сейчас? Так и не реконструированный театральный зал с пятнами на потолке от протекающей крыши. Денег на его ремонт у многофункционального культурно-досугового комплекса Центрального района нет – как не было их у ДТС ещё задолго до оптимизации. В высоких окнах стоят унылые афиши, нарисованные от руки – как в 80-х. Только в отличие от тех далёких времён, когда по вечерам в Доме творческих союзов было весело и людно, за этими окнами и рядом с ними – ни человека.

Правда, фотографы и художники собирают на выставки какое-то количество новокузнечан – в основном, приходят те, кто узнал об этих выставках от самих организаторов. А так – тишина. Если пройти по кабинетам, то, конечно, можно увидеть кого-то из союзов – они заняты своими делами. В шесть часов вечера бабушка-вахтёрша «запирает избушку на клюшку». Помилуйте, какие тысячи мероприятий в год! Всё это только в отчётах – обычные чиновничьи галочки, бумажные «птички», которым никогда не взлететь.

Бежит какой-нибудь горожанин мимо – и не взглянет. А ведь ещё двадцать лет назад здесь было такое чудное место – самое атмосферное в городе, тянущее сюда, как магнитом, «незарастающие народные тропы» и толпы. Где подобная атмосфера у нас в городе есть сегодня? Нигде. Да, похоже, «наш любимый Новокузнецк» на самом-то деле никто не любит – даже «дорогие новокузнечане», которым уже давно всё равно «сколькожды» он орденоносный и что там горадминистрация решила сломать или починить. Что уж говорить о чиновниках, которые «слили» два наших лучших хора. Просто так. Походя. И объяснять ничего никому не стали.

ИННА КИМ

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Один комментарий

  1. новокузнечанка

    23.03.2018 15:06 в 15:06

    да, если город превращается в разрез, инженеры и прочая интеллигенция не нужны, а работникам разрезов культура тоже не нужны…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Новости недели с Александром Невским 28.10-01.11.2024г.

  1. Новая система оплаты труда 2. Максимальный размер больничного вырастет 3. Н…