В МИД России считают, что обострение ситуации в Донбассе может иметь серьезные последствия, если не принять срочных мер по снижению напряженности. Об этом сообщил «Коммерсант».
«Ситуация опасная и, если срочно не купировать, может перерасти во что-то большее. Это реальный риск», — подчеркнул источник издания во внешнеполитическом ведомстве. По его словам, российская сторона транслирует зарубежным партнерам «сигналы об эскалации напряженности», а вопросы ухудшения обстановки на востоке Украины ставятся в ходе международных переговоров.
«Тема Украины станет предметом переговоров на предстоящей встрече В. Путина с президентом Франции Э. Макроном, на площадке ОБСЕ будем жестко ставить вопрос о резком обострении», — заявил собеседник «Коммерсанта».
В свою очередь постпред России при ОБСЕ А. Лукашевич сообщил газете, что последние события в Донбассе обсудят 31 мая на очередном заседании постоянного совета организации.
Обстановка в Донбассе резко накаляется. 21 мая первый замглавы Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ А. Хуг привел статистику нарушений режима прекращения огня. «Минувшая неделя была худшей за этот год с точки зрения многих показателей. В целом мы зафиксировали практически 7,7 тыс. нарушений режима прекращения огня. В отдельные дни уровень насилия напоминал этап конфликта, который, как мы думали, остался в прошлом», — заявил Хуг.
В ночь с 20 на 21 мая украинские военные предприняли попытку прорыва обороны армии Донецкой народной республики (ДНР) в районе Горловки. В ходе ожесточенного боестолкновения осуществить свои замыслы ВСУ не удалось, однако они пленили трех ополченцев, сообщили в оперативном командовании народной республики.
По данным командования армии ДНР, в ходе атаки ВСУ потеряли убитыми пятерых человек, ранения получили четверо. Как уточнили в военном ведомстве ДНР, украинские войска открыли шквальный артиллерийский огонь, что позволило их солдатам вплотную подойти к одной из позиций ополченцев.
В ту же ночь в соседней Луганской народной республике (ЛНР) обрушился мост на трассе между Красным Лучом и Луганском. Обвалившийся пролет заблокировал железную дорогу от российской границы к Дебальцево и Горловке.
В Министерстве госбезопасности ЛНР убеждены, что мост был взорван: «Найдены осколки металла от взрывного устройства. Его тип и место закладки свидетельствуют о том, что диверсия осуществлена группой, имеющей профессиональную подготовку». Военные источники украинского издания Strana.ua считают, что таким образом ВСУ пытаются улучшить свои позиции.
«Если высоты вокруг Горловки будут под ВСУ, саму Горловку сепаратисты сдадут без боя. Просто нет смысла там погибать — все как на ладони. Соответственно, Горловка — это стратегический плацдарм для наступления на Дебальцево и Енакиево. Таким образом, стягивается петля вокруг Донецка», — приводит слова одного их них украинский портал.
Заместитель командующего оперативным командованием ДНР Э. Басурин связывает обострение в Донбассе с приближающимся Чемпионатом мира по футболу, который начнется в России 14 июня. Что стоит за обострением в Донбассе, как выглядят сценарии развития ситуации?
— Киев готовится решить проблему Донецка и Луганска наступлением и окружением неподконтрольных территорий, а затем уничтожением режимов народных республик, — считает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Л. Ивашов. — Напомню, что президент Украины П. Порошенко получил на это законодательные полномочия. Кроме того, получили соответствующие директивы Вооруженные силы Украины. По моим данным, есть приказ на подготовку ВСУ к наступлению — можно сказать, украинский вариант плана «Барбаросса».
По сути, к наступлению на Донбасс все готово. Именно это объясняет происходящее на линии соприкосновения. Где-то ВСУ проводят разведку боем, нащупывая слабые места в обороне Донбасса. Но в целом то, что мы сейчас наблюдаем — это занятие украинской армией исходных рубежей. Проводя, казалось бы, бои местного значения, сопровождающиеся захватом территорий, ВСУ занимают выгодные позиции для наступления.
— По каким направлениям ВСУ будут наносить удар?
— Скорее всего, будет два сходящихся удара на Иловайск, с целью отрезать Донецк и Луганск от России. А дальше разгром армий народных республик, я считаю, станет лишь вопросом времени.
— Почему вы так считаете?
— Я как военный человек считаю соотношение сил. Боевой потенциал ВСУ кратно превосходит Луганск, и в чуть меньшей степени — Донецк. Сегодня Украина может бросить в наступление на этом направлении до 1000 танков и около 1000 стволов артиллерии.
Плюс нужно учитывать, что подготовлены специальные подразделения для действий на территории ДНР и ЛНР — их готовили американские инструкторы. Плюс Сухопутные войска Украины, при поддержке авиации, существенно превосходят и Донецк, и Луганск.
Киев, я считаю, использует для наступления удобный момент. Россия в период проведения Чемпионата мира по футболу не сможет оказать серьезную помощь Донбассу, включая военно-техническую помощь. Иначе провалится ЧМ — многие западные страны отзовут свои команды, со всеми вытекающими для Москвы последствиями.
Есть еще ключевое обстоятельство: сегодня народное ополчение Донбасса очень ослаблено. Прежде всего, люди устали от напряженной жизни, но главное — они больше не видят перспективы.
Раньше они дрались с надеждой, что ДНР и ЛНР отстоят свою самостоятельность, а Москва признает их независимость или даже предложит войти в состав РФ. Сегодня эти надежды сменились полным разочарованием.
Россия, по сути дела, этих людей бросает. С российской стороны в предстоящем конфликте не будет ни добровольцев, ни, повторюсь, серьезной военно-технической поддержки. Будут заявления официального представителя МИД РФ М. Захаровой с осуждением действий киевских властей — и только.
Добавлю, что и тех добровольцев, которые приезжали воевать за ДНР и ЛНР из других областей Украины, российские суды фактически выдают «незалежной» — доказательство тому решение о принудительной депортации на Украину ополченца Н. Трегуба. Поэтому и среди этой категории добровольцев идея повоевать на стороне Донбасса, надо думать, энтузиазма не вызовет.
— Но Кремль подает сигналы, что намерен блокировать эскалацию в Донбассе дипломатическим путем…
— Вовсе нет. Мы заявляем уступчивую позицию: говорим, что будем встречаться с Макроном, обличать Киев в ОБСЕ, еще куда-то писать… Все это, на мой взгляд, говорит об одном: Москва не предпримет решительных действий по предотвращению геноцида в Донбассе и нарушению Минских договоренностей украинской стороной.
Так что Донецк и Луганск, скорее всего, мы проиграем полностью. Что, по всей видимости, не особенно беспокоит российскую власть, которая с переизбранием Владимира Путина гарантировала себе еще шесть лет спокойной жизни.
— Если бы Кремль все же решил вмешаться, что следовало было бы сделать?
— Россия должна предупредить по официальным или неофициальным каналам, и поставить об этом в известность СМИ: если Украина и Киев не будут выполнять Минские договоренности и вести дело к политическому урегулированию, Москва оставляет за собой право признать независимость ДНР и ЛНР. И уточнить, что сразу с признанием независимости Россия готова подписать соглашения с одной и другой республикой по безопасности, и оказать им военно-техническую помощь.
Все проекты этих документов уже должны быть на столе президента Путина. Едва Киев начнет атаку, Россия тут же примет решение о признании независимости ДНР и ЛНР, подпишет с руководителями республик соответствующие соглашения, а российские войска начнут выдвигаться в район военных действий.
Только этот вариант, я считаю, является эффективным. Только так можно защитить население ЛНР и ДНР от геноцида, а территорию Донбасса — от разрушения.