Поцелованные Мельпоменой: как «Синтезис» отпразднует свой юбилей

Разменявший четвёртый десяток театр «Синтезис», похоже, в последние годы перековался в тюзы: «Три поросёнка» и «Красная шапочка», «Легенда о Еноте» по мотивам индейских народных сказок и «Фенька» по рассказам советского писателя Леонида Пантелеева – стопроцентное попадание в то, что у нас, взрослых, трепетно и приятно, под ложечкой, ощущается, как детство. Худрук Кирилл Устинов подтверждает: львиная доля репертуара действительно рассчитана на детей. Более того: артисты «Синтезиса» играют спектакли каждый день – и эти дни все расписаны наперёд. Детские сады. Детские дома. Школы. А летом – загородные лагеря. Театр всё время на выезде: его ждут.

Нынешний художественный руководитель «Синтезиса» Кирилл Устинов родом из Ленинска-Кузнецкого, окончил Кемеровский государственный университет культуры и искусства, в театре восемь лет. Сначала был артистом, но при этом сам ставил капустники и некоторые спектакли. Игорь Григорьевич Шишкин, который ушёл на пенсию в прошлом году, увидел в нём своего приемника.

– Кирилл, признайтесь честно, разве не хочется «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира»?

– По большому счёту «Колобок» от «Гамлета» ничем не отличается, а, пожалуй, «не ешь меня, лиса» будет посильнее шекспировского «быть или не быть». Это шутка, конечно, да и мы не только сказочную жизнь ведём: «замахиваемся» и на знаменитых авторов, и на театральные эксперименты. В нашем репертуаре есть наброски интересных литературных спектаклей – например, «Предложение» по пьесе Чехова, «Дядюшкин сон» по повести Достоевского, «Дживс и Вустер» по книгам Вудхауза. По-настоящему захватывающими получились «Письма о любви» – в жанре документального театра вербатим. Каждый артист выбрал «своё» послание от Хармса, Твена, Ремарка, Лили Брик, поклонниц Элвиса Пресли – в адрес любимых. Всё это мы играли в гостиной Дома творческих союзов – за неимением сцены, которая долгое время находилась на ремонте.

– Но теперь она снова в строю…

– И мы постепенно переносим на сцену наброски спектаклей и литературные композиции – «Дядюшкин сон», «Дживса и Вустера», «Василия Тёркина». И готовим премьеру: какую – пока секрет. В общем, всё время репетируем. Я шучу, что у нас сейчас период первоначального накопления капитала. А по щелчку пальцев новый репертуар не появится. У «Синтезиса» каждый день детские спектакли – и мы не можем подвести людей, нарушить налаженные планы.

– «Синтезис» начал выезжать в детские сады и школы, потому что негде было играть?

– Это был целый клубок причин – сцена на ремонте, сложная экономическая ситуация, трудные времена. Но если зрители не могут прийти в театр – надо самим идти к зрителям. У нас получилось – «Синтезис» занял свою нишу, работа артистов оказалась востребованной. Наш администратор Светлана Ивановна Стрельцова – она в театре 18 лет – настоящая волшебница. Она поддерживает связи с десятками детских учреждений Новокузнецка: «Синтезис» ежегодно даёт около 200 спектаклей, собирает порядка 10 000 юных зрителей.

– Наверное, спектакли для взрослого зрителя больше нравится ставить и играть?

– На самом деле это непростая задача – сделать понятный и интересный детям спектакль. Реакцию взрослых можно просчитать – опираясь на собственные впечатления, ощущения, опыт. Как будут реагировать малыши, подростки – всегда загадка. Я исхожу из того, что заинтересовало бы меня – ребёнка. Но ведь я был другим – и окружающий мир тоже. Поэтому всегда приезжаю на спектакль – смотрю, что «зашло», а что нет. Мы вносим корректировки. Слава Богу, чутьё ещё ни разу меня не подвело. Всё, что мы показываем, – зрители принимают хорошо. Причём воспитатели, учителя, родители радуются не меньше, чем дети. Говорят, что словно снова побывали в детстве.

– Готовите что-нибудь необычное по случаю юбилея?

– Мы решили перенести празднование на январь – декабрь и без этого хлопотливое время. Новый год, всем хочется чудес – и спектаклей «Синтезиса». А в новом году с новыми силами на новой – отремонтированной – сцене Дома творческих союзов отпразднуем по полной программе: и юбилей, и год культуры, и возвращение на сцену ДТС. А главное – хочется сделать красивый бенефис нашей ведущей актрисы Светланы Колывановой. Она в театре больше 20 лет – заслужила.

Спрашиваю будущую бенефициантку, как она оказалась в «Синтезисе». Светлана Колыванова родилась в Новокузнецке, играла в любительском театре «Зеркало», где тогда были даже народные артисты, выступала на сцене Театра металлургов, стала бессменной городской Снегурочкой на большой Ёлке во Дворце спорта, участвовала в первом новокузнецком театральном фестивале «Балаганчик». Молодая артистка произвела настоящий фурор и получила награду из рук Юрия Самойлова, которого до сих пор считает своим крёстным папой.

После этого успеха Светлану Колыванову и пригласили в «Синтезис» – это было в середине 90-х. Она училась на заочном отделении Екатеринбургского театрального института, где преподавали замечательные мастера и который окончили многие талантливые люди – например, Василий Сигарев, чьё имя несомненно украсило российскую драматургию, – и одновременно всё время играла в новокузнецком театре. Светлана работала почти со всеми худруками – Коломаком, Киссой, Шишкиным, а теперь Устиновым. А они доверяли ей чудесные роли – Ирину в «Утиной охоте» Вампилова, Нину Заречную в «Чайке» Чехова, Марью Александровну Москалеву в «Дядюшкином сне» Достоевского.

16 декабря 1988 года – 30 лет назад – в Доме творческих союзов состоялась премьера остроактуального по тем временам спектакля «Четыре допроса 37-го». С этого дня принято отсчитывать историю «Синтезиса», хотя ещё с января того же года в ДТС актёры литературного театра играли Пушкина, Шатрова, Берггольц.

«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр? О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Вы здесь живёте не своею жизнью, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное «я» исчезает в пламенном эфире любви. Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою? О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!»

Виссарион Белинский, Инна Ким

NK-TV.COM

Последние публикации

Получателям социальных пенсий добавят

Индексация социальных пенсий россиян в 2025 году запланирована в размере 14,75 процентов. Получатели социальных пенсий - это… Читать еще

14 минут назад

Смертельный обгон

В Кемерове перед судом предстанет водитель, совершивший ДТП. В результате дорожного происшествия пострадали и погибли… Читать еще

15 минут назад

Пять бросков Сердюка и другие цифры матча с Норильском

Самыми результативными стали нападающие, набравшие по 2 очка – Егор Сердюк (2+0), Максим Казаков (1+1)… Читать еще

1 час назад

Андрей Лунев: «Сегодня была мужская рубка»

Главный тренер «Металлурга» Андрей Лунев: — Достойная игра. Думаю, болельщикам игра понравилась — много голов.… Читать еще

1 час назад

«Металлург» одолел «Норильск»

OLIMPBET Чемпионат России - Всероссийская хоккейная лига. Регулярный чемпионат «Металлург» - ХК «Норильск» - 5:3… Читать еще

1 час назад

В России предложили сократить количество уроков в школах

Это необходимо для здоровья детей. В Госдуме рассматривают предложение о сокращении количества уроков в образовательных… Читать еще

3 часа назад