Искренние и трепетные, трогающие за душу, чёрно-белые добрые работы Юрия Романова разных лет – «Охотское море», «Изнанка жизни», «Солнце тихо скатилось», «Дражайшая половина», «Выткался на озере алый свет зари», «В солнечном водопаде» – давно вошли в историю фотографии нашего города. А их автор – хотя и вечно молодой – в начале марта отпразднует свой 80-летний юбилей. Он родился в 1939 году Новокузнецке, именовавшемся в то время Сталинском, и в детстве и юности – в 40-х и 50-х годах – даже не думал, что хочет стать фотографом.

Тогда Юра Романов мечтал быть художником. А рисовал он с первого класса. И в армии – он три с половиной года служил в автомобильных войсках и носил на погонах два «крылышка» – был полковым художником. Оформлял стенды, писал сухой кистью гигантские портреты всех героев двенадцати рот. Полковник уговаривал остаться – рисовал солдату-художнику самые радужные перспективы. Только домой захотелось так, что, кажется, пешком бы пошёл.

Но прежде чем попасть в родной город, ставший к тому времени Новокузнецком, Юрий «завернул» на полтора года в Москву, где поступил на художественное отделение института имени Крупской – бывшего Московского библиотечного института, созданного ещё супругой Ленина Надеждой Константиновной, а в 64-м переименованного в Государственный институт культуры. Там он быстро заскучал – он же художник, а надо какие-то светотени на шариках и кубиках карандашом штриховать!

Дома с карьерой мастера кисти сложилось так: писал этюды, уже и подрамники заказал. Только отец – он всю жизнь работал на КМК обжигальщиком, крановщиком, на рельсобалке – такое занятие сына посчитал легкомысленным и прокормить мужчину и его будущую семью совершенно неспособным. Начал расхваливать комбинат. Юрий Романов присматривался к одной специальности, к другой – остановился на клеймовке горячего металла на листостане.

Физически работа, конечно, здорово выматывала, но зато заработок хороший, а спустя время и квартиру дали. Но свои юношеские увлечения он всё равно не бросал. И прежде всего – туризм. В туристический кружок был записан ещё в детстве. В старших классах получил первый разряд по спортивному туризму. Не пропускал ни одного похода ни зимой, ни летом. В 56-м вместе с такими же увлечёнными юношами покорил Поднебесные Зубья – это было впервые в истории советского спортивного туризма.

Всё свободное время Юрий пропадал в походах пятой, а то и шестой категорий сложности. Бывало, что и на месяц с товарищами уходил. Получил мастера спорта по туризму. На предприятиях того времени это только приветствовалось – все как один всесторонне развивали советского человека и очень гордились своими певцами, танцорами, актёрами и туристами, конечно. В одном из таких походов Юрий Романов познакомился со своей будущей женой Натальей, влюбившись в неё с первого взгляда и на всю жизнь.

Любовь к фотографии тоже оказалась навсегда. А ведь это увлечение началось обыкновенно – из необходимости делать технические снимки для иллюстрации походных отчётов. Прошли такой-то порог. Были на такой-то вершине. А во время отчётной фотосессии ну как не залюбоваться, какая тут красота, и не сделать несколько кадров – уже для души?

Первый фотоаппарат Юрия Романова был самый простой – «Любитель» за десять рублей. К такому продавался и специальный увеличитель, но турист-фотограф обходился самодельным, из фанеры, который вставлялся, если снять с камеры крышку. Ходила легенда, что «Любитель» был сконструирован на основе довоенных немецких фотоаппаратов, которые солдаты Победы привезли домой в качестве трофеев.

Все кадры – шесть на шесть сантиметров. В каждой плёнке по 12 кадров, естественно, чёрно-белых. Не каждый, взяв этот фотоаппарат в руки, сразу поймёт, куда там смотреть и что нажимать. В общем, «Любитель» – на любителя. Но если его «приручить» – дарит тебе свою любовь.

Такое сегодня кажется невозможным, но Юрий Романов всю жизнь снимал на плёнку, проявлял, сушил, печатал – бывало, что и настоящие монументальные фотографические полотна размером шесть метров на три! Он никогда не щёлкал сотни кадров подряд, не искал экранчиком «красивые виды». Просто чувствовал – всё, поймал кадр! Он работал во всех фотографических жанрах. Но самыми проникновенными всегда получались именно «походные» фотографии – необъятного СССР, удивительной страны по имени Россия.

В Анадырском заливе Берингова моря, у юго-восточного берега Чукотского полуострова, выступающего на востоке мысом Лысая Голова, Юрий Романов ходил на лодке по бухте Провидения. А ещё сплавлялся по могучей своенравной Лене – великой сибирской реке, одной из самых длинных на планете. И по Индигирке, о которой академик Обручев, геолог, палеонтолог, географ и фантаст, писал, что пройти её полностью невозможно. А Романов с друзьями прошёл. И после всех этих удивительных походов остались фотографии – сотни пойманных кадров!

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Фёдор Полищук: «Как минимум на 1 очко сегодня наиграли»

Главный тренер «Кузнецких Медведей» — о матче с «Омскими Ястребами» (1:2). — Х…