“О нас вспоминают только накануне праздника, - с горечью констатирует Светлана Гюнтер. — День инвалида я называю “черным” праздником, ничего хорошего в нем нет”.

До того, как говорит Светлана Николаевна, в той жизни, пока в 48 лет из-за врачебной ошибки не стала инвалидом, она успешно трудилась на заводе железобетонных конструкций, инженером производственного отдела, последние двенадцать лет из двадцати пяти — начальником цеха.

Грамотный специалист, умелый организатор производства, человек активный, волевой, Светлана Гюнтер пользовалась уважением у сослуживцев, они и сейчас ее не забывают.

“Вот уже четырнадцать лет я на костылях, — рассказывает Светлана Николаевна, - главное средство передвижения — коляска. В квартире за годы тренеровок ко всему приспособилась, абсолютно все делаю сама. Для меня не проблема закатить коляску в лифт, спуститься на первый этаж, по моей просьбе на ЗЖБК сделали специальные металлические поручни, да и жильцы в подъезде очень внимательны, помогут выйти на улицу, а вот там уже сплошные барьеры.

Я и так сижу дома безвылазно с ноября по апрель, “гуляю” на лоджии, смотрю сверху на людей. Но хочется же на улицу, на свежий воздух! Я хочу сама сходить в магазин, хоть мне и говорят, что для этого есть соцработник; хочу сама съездить в аптеку, на почту, посетить парикмахерскую. Не говоря уже о том, что мне время от времени надо быть на лечении в поликлинике, решать какие-то жизненно важные для меня вопросы. Например, я судилась с больницей более семи лет. Представляете, сколько кабинетов, присутственных мест мне пришлось обойти лично, сколько километров я намотала! И не всегда со мной мог быть кто-то из сопровождающих или просто случайный человек, который толкнул бы коляску, за которого я могла бы зацепиться, чтобы преодолеть ступеньки. Однажды в безлюдье в администрацию города по ступенькам мне пришлось вползать на коленках”.

Чтобы не быть голословной, Светлана Гюнтер провела нас по своим обычным маршрутам на Ильинке, где она живет. Автобусная остановка “АТС”. Пробуем строго по “зебре” перейти на сторону, откуда транспорт идет в город. На разделительной полосе с островком безопасности, который правильнее было бы назвать “опасности”, тормозим. Он дыбится бугром, удержаться на нем на костылях, а тем более на коляске, непросто. Съезд с него - две лопаты небрежно брошенного асфальта. Опять препятствие. На наших глазах старушка, видимо, не первый раз преодолевающая этот путь, осторожно подошла к краю и, поставив палочку на дорогу, просто спрыгнула.

“Именно здесь, — вспоминает Светлана Николаевна, — меня чудом не уронили, благо оказался кругом народ. И вот таких так называемых “спусков”, именуемых в строительной документации как “пандус”, по району видимо-невидимо: у жилых домов, магазинов, к учреждениям, местам отдыха, на пешеходных дорожках с перепадами. Ильинка не самое ровное место.

Теперь посмотрите на остановку. Автобус подойти вплотную к бордюру не может: “карман” маловат, и маневра из-за габаритов нет. Это значит, что таким, как я, “маломобильным слоям населения” на входе в транспорт уготовано еще одно препятствие. И так на каждом шагу. Здоровый и не обратит внимание, что перила виадуков, мостиков и переходов, присутствующих в изобилии в Новоильинской районе, заканчиваются за полметра до окончания ступенек. Без посторонней помощи на эти несчастные две — три ступеньки не забраться. Полметра трубы жалко?

Обратите внимание на большой магазин на той стороне улицы. Ступенек при входе немного, но мамочка с коляской, инвалид-колясочник пойдут по пандусу. Вроде и пологий он и широкий, не так крут и узок, как большинство построенных для “галочки”, но забраться по нему тоже нелегко: нет поручней. Мне, например, всегда приходится держаться за стену. И, поверьте, чаще всего наши пандусы не соответствуют своему назначению”.
И в этом мы убедились, попробовав вместе со Светланой Николаевной преодолеть пандус у аптеки на Авиаторов, 35, домов № 2 и 4 на улице 11-й Гвардейской Армии, Чернышева, 2, Авиаторов, 31. Перечислять можно до бесконечности дома, учреждения, магазины, аптеки, поликлиники, туда же включить бульвар, всем известное место отдыха. Что говорить, на входе в администрацию Новоильинского района тоже нет пандусов. Высокий бордюр (25 сантиметров) есть, крутые ступеньки в гладком мраморе есть, а удобного, широкого — не менее метра, чтобы уместилась коляска, — пандуса с верхней и нижней горизонтальными площадками и поручнями нет.

“Много говорят о доступной среде, — сетует Светлана Гюнтер, - а среда как была, так и остается недоступной”. Мы бы еще добавили: преступно бесчеловечной. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, в статье 15 говорится об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и что планировка и застройка городов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускаются.
Давно внесены изменения в градостроительные регламенты, введены нормы, но они не выдерживаются, поскольку эта работа требует дополнительных затрат.

Хочется привести еще выдержку из статьи 16 данного закона: “Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования …всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации”.

И хочется знать, почему чиновники, напрямую отвечающие за создание благоприятной и доступной среды для людей, чьи возможности ограничены, не участвуют в подписании актов приемки-сдачи социальных объектов, будь то муниципальных или частных?

Валентин Волченков (фото)
Кузнецкий рабочий
Автор: Ольга Волкова

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Обоснованные тарифы не обоснованы, потому уголь продают по обоснованным

Глава правительства Кузбасса Андрей Панов на своей странице в ТГ попытался развеять слухи …