Эксперты Минстроя оценили жильё, дороги, озеленение, уличную, деловую и досуговую инфраструктуру в 1 114 российских городах и присвоили каждому индекс качества городской среды. Минимум, который нужно было набрать, — 180 баллов. В Кузбассе ни один из двадцати городов не дотянул до этой планки.
«Печальная картина»
В тройке кузбасских лидеров Кемерово, Новокузнецк и Междуреченск, у них по 179, 176 и 167 баллов соответственно. В этих городах «хромает» озеленение и общественно-деловая инфраструктура. «Южная столица» ещё и по социально-досуговым объектам проседает.
В аутсайдерах оказались Прокопьевск, Салаир и Полысаево (134,137 и 138 баллов). Набравший меньше всех баллов в Кузбассе Прокопьевск не добрал до благоприятной планки ни по одному из шести показателей. Хуже всего в городе обстоят дела с парками и скверами.
Но надо отдать должное, Кузбасс – не исключение: практически все сибирские города нельзя назвать комфортными. Так, 19 ноября на совещании с полпредом в СФО Сергеем Меняйло замминистра строительства и ЖКХ России Максим Егоров сообщил, что лишь 4% сибирских городов имеют благоприятную среду. «Только в пяти городах в Сибири благоприятная городская среда. Один город находится в Томской области и четыре в Красноярском крае. Очень печальная картина», — цитирует Егорова «Континент Сибирь».
Отличились Северск, Норильск, Дудинка, Красноярск и Сосновоборск. А по России в целом 23% таких городов.
Не туда деньги идут
«Лидерами этого рейтинга стали города, к которым всегда было внимание федерального центра. Именно в них вкладывали немалые средства, проводили мероприятия международного уровня. В Кузбассе только Кемерово при Сергее Цивилёве получило немного подобного внимания», — отмечает новокузнецкий историк и общественник Андрей Полухин. Эксперт обращает внимание, что в список благополучных городов также попали те, где развита сырьевая и промышленная составляющая, — Магнитогорск, Тольятти, Череповец, Норильск. По его мнению, это прямой укор кузбасским чиновникам, которые не смогли конвертировать огромные богатства области в комфортную городскую среду. «Например, появление Лесной поляны – не есть развитие и улучшение самого Кемерова. Лесную поляну как отдельный район построили, но улучшили ли сам город? Практика показывает, что нет. Погоня и реализация престижных и дорогих проектов и развитие самих городов – это разные вещи. Это как в Кемеровском областном краеведческом музее история региона и сам регион представлены минимально, зато динозаврами занимаемся, дорогу на Шестаково строим. Для меня очевидно, что историческая экспозиция – это одно, а динозавры и Шестаково – это другое. Не туда деньги идут. И так во всём», — считает историк.
Корни проблемы он видит также в том, что в Кузбассе слишком много городов. Поэтому при такой плотности населения невозможно везде создать достойную и качественную городскую среду. «У нас же как всё возникало: вот шахта, завод, а вокруг сам вырастал поселок, который постепенно становился городом. На эту проблему обратил внимание ещё партийный руководитель региона Александр Мельников в конце 1980-х гг. Считаю, что расположение областного центра Кемерово неудачно. Слишком рядом такие весьма сильные города, как Новосибирск и Томск. В Сибири полноценные мегаполисы не могут располагаться так рядом. Это деформирует развитие областного центра. Страдает в итоге и Кузбасс. Нам административный центр нужно подальше переносить. Новокузнецкая агломерация — одна из крупнейших в стране и давно нуждается в усиленном развитии», — рассуждает о причинах отставания Андрей Полухин.
«Парки-призраки» вместо урбанизации
В 2019 г. в преображение Гурьевска и Салаира власти региона вложили почти 2 млрд руб. Однако, по индексу качества городской среды, Гурьевск – на 15 месте по области (у него 143 балла), а Салаир и вовсе на предпоследнем 19-м месте (137 баллов). То ли последние преобразования не успели попасть в зачёт рейтинга, то ли денег было недостаточно.
Несистемный творец. Что для города лучше — парки или заводы?Концепт-скульптор фрилансер из Гурьевска Алексей Михайлов так рассуждает о том, почему потраченные миллиарды не улучшили городскую среду: «Гурьевский район не только не перестал быть дотационным, но он стал ещё более дотационным. Так, в 7-тысячном вымирающем городке Салаире, где закрылись все градообразующие горные предприятия, на содержание районного бюджета добавлен дорогой парк с фонтаном, мегаполисного размера и пафоса, прозванный «парком призраков», потому что его некому посещать. Таким образом местная администрация «выцыганила» городку предмет роскоши вместо завода. А в 22-тысячном Гурьевске на содержание районного бюджета добавлено несколько соток цветочных клумб и газонов, одна роща и рощица и бессмысленные кирпичные ворота на перекрёстке, вместо, опять же, хотя бы мелкого предприятия. На выделенные деньги не построено ни одной территории экономического благоприятствования, ни одного бизнес-инкубатора, — только бездумно залесиваются центры этих городков».
По мнению Михайлова, федеральная программа формирования комфортной городской среды не учитывает специфику малых городов. Он считает, что такие городки, как Гурьевск и Салаир, нуждаются в урбанизации — строительстве градообразующих предприятий и доступного жилья. Вместо этого выделяемые деньги дают паразитарную надежду на бесконечные богатства недр Кузбасса и бюджет Российской Федерации, поощряют психологию иждивенчества городских администраций. «В центрах малых городков надо культивировать и защищать их слаборазвитую урбанистическую среду, а не залесивать даже центр и без того лесного городка. Им нужны парки нового типа – хайтек- и инфографики, чтобы там было пространство для интернет-связи, флешмобов, выставок, конференций», — полагает концепт-скульптор.
Однако эксперты Минстроя считают сибирскую глубинку недостаточно озеленённой: из необходимых 36 баллов Гурьевску они поставили «двадцатку» за озеленение, Салаиру – 24.