Нынешней зимой – удивительно мягкой и тёплой – Новокузнецк оказался по уши в снегу. Похоже, московский и питерский снежок, загуляв, тоже вдруг очутились в наших краях. Как чужие крепко выпившие накануне мужья: очнулись после веселья… Опаньки! А уже заснеживают незнакомые улицы. Периодически снег таял – и застывал бесформенными волнами серого льда. Периодически его убирали и выдалбливали со дворов работники коммунальных служб. А снег снова падал! И теперь всё это начнёт стремительно таять – вот-вот! Плавали… Знаем!

Ровно 220 лет назад – весной 1800 года – в нашем городе случилось большое наводнение. Бед оно наделало немало. Затопило и поломало множество дворов. Размыло печи, завалило погреба, перепортило припасы. Паводок смыл пчелиные улья, а именно пчеловодство было одной из основных статей дохода для тогдашних местных жителей. Не пощадила разлившаяся Томь рогатый скот и лошадей. С концами унесло несколько домов. По затопленным улицам приходилось переплавляться только на лодках и даже на паромах.

И это было далеко не первое наводнение, причинившее немалые убытки поселившимся здесь людям. Но если коренной народ – шорцы – за столетия здешней жизни приспособились к весеннему буйству кормящей их реки, то для казаков в 1618 году поведение Томи оказалось неожиданным. Сначала-то они возвели военную крепость – острог – на левом речном берегу. Только уже через два года ежевесенний паводок прогнал их на правый берег. Пришлось строить новую крепость.

Но и тут Томь доставала людей! Письменные источники сохранили сведения о пяти масштабных наводнениях в нашем городе за XIX век. Не только на левом берегу, но и на правом жители поплыли в 1800-м, 1821-м, 1839-м, 1853-м и 1891-м годах. И сложившийся порядок вещей не смогла изменить даже Советская власть. Впервые Сталинск пострадал от стихии в 1937 году, когда пришедшая ночью вода затопила рабочий посёлок на ДОЗе. Тогда уровень реки составил 764 сантиметра.

В июне 1958 года эта цифра оказалась ещё выше – 782 см. Поднявшаяся река дошла до нынешней улицы Дружбы и проспекта Октябрьского. Вода разлилась до Первой горбольницы на проспекте Бардина, частично затопила улицу Кирова. От паводка пострадали жители Орджоникидзевского и Кузнецкого районов. Всего было подтоплено 7,5 тысячи домов. После этого городские власти наконец-то решили, что Сталинску нужна защитная дамба.

Высота сооружения, появившегося на левом берегу Томи, составляла 840 сантиметров, а протяжённость была около четырёх километров. Правда, в 1977 году наш Новокузнецк эта дамба не спасла – тогда уровень реки поднялся до рекордных 846 см. И новокузнечане, спасаясь, в буквальном смысле залезали на крыши!

По городу ходили упорные слухи о рукотворном характере разрушительного бедствия. Дело в том, что в ночь с 9 на 10 мая Томь поднялась сразу на три метра. Говорили, что выше Междуреченска якобы были взорваны дамбы отстойников – вот вода и хлынула. Действительно, та прибывала стремительно – 10-15 см за час против обычных полметра за сутки. Было ли в этом виновато чьё-то необдуманное решение – доподлинно неизвестно. Точно одно: той весной шли продолжительные ливни.

Волна с верховьев Томи застала Новокузнецк врасплох. Больше всех пострадали жители посёлка Водного. Их дома затопило до крыш, река разбивала и уносила постройки. Люди спасались на лодках, переплывая к родным или в 7-ю школу, где был организован эвакопункт. Были и человеческие жертвы, но сколько людей реально погибло – в то время не разглашалось.

Пострадавшие от наводнения получили компенсацию – 1, 963 миллиона рублей от Госстраха, 1, 17 миллиона от райсоветов. Конечно, на всех, но в 70-е это были огромные деньги. 759 семей вообще въехали в благоустроенные квартиры. А в Орджоникидзевском районе была построена Абашевская дамба протяжённостью 350 погонных метров и площадью 4,5 километра.

Оторвавшись как следует в 77-м, Томь успокоилась надолго. Она снова заставила о себе говорить в 2004 году – и не только Новокузнецк и Кузбасс, но и всю Россию! 26 апреля в 14.00 уровень реки составил 817 см и продержался около полутора суток. Тогда ушли под воду 6000 домов. Разлившаяся Томь затопила по самые крыши частный сектор в Абагуре, перевернула дачи, а 19 жилых домов и множество бань вообще унесла. В зоне подтопления в Новокузнецке оказались 5400 человек. Десять из них погибли, 29 были госпитализированы, ещё 129 обратились за медицинской помощью сами.

Сюда вылетел министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Новости о нашем наводнении тогда облетели все федеральные СМИ – они были популярнее, чем публикации о падении доллара. Ущерб городу был оценён в 116 миллионов рублей.

Последним – на сегодняшний день – стало наводнение 2015 года. Ничего страшного! Уровень воды в реке «всего» 780 см. Подтоплены десятки огородов, частных домовладений и гаражей.

Но что нам ждать нынешней весной? Об этом можно только гадать. Но ясно одно: паводок будет сложным. Синоптики бьют тревогу из-за тёплой и снежной зимы, активного таяния снегов и возможных весенних затяжных дождей, а также резкого повышения температуры воздуха в дневное время и плюсовых температур даже ночью. Всё это способно спровоцировать самый высокий уровень воды в кузбасских реках.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …