Второй год шорские шаманы в день весеннего равноденствия проводят обряд на искоренение угольного беспредела и сохранение родной земли.
Обряд проведен во время празднования шорского нового года Чыл-Пажи. Чыл-Пажи в переводе «Голова года», на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Этот праздник носит обрядово-мифологический, психологический, нравственный характер. Именно с этого дня у шорцев, как и у многих тюркских народов начинается год (Навруз, Наурыс, Йыл-Баши). В этот день зажигается три обрядовых костра. Первый – костер благословения. Рядом с ним проводится обряд кормления духов, вокруг него свершается кругоход. Второй костер – костер очищения. В нем сжигается все недоброе, что случилось в уходящем году. Каждый участник обряда берет черную ленточку чалам, завязывая на ней узлы, мысленно завязывает то, от чего хочет избавиться, и бросает ее в костер. Третий костер служит для приготовления обрядовой пищи.
Обряд проведен на берегу реки Мрас-су недалеко от деревни Чувашка, жители которой страдают от добычи угля на родовых землях шорского народа. О своих бедах шорцы в течение многих лет писали в различные инстанции муниципального, областного, российского и международного уровня. Но, не добившись результата, решили обратиться к опыту предков, задействовать механизмы сакрального влияния. Уже второй год проводится символическое сожжение «угольного беспредела». Примечательно, что буквально через неделю после первого такого обряда цена на уголь рухнула. Также символично, что такие обряды-сожжения совпали по времени с концом углеводородной эпохи. Не исключено, что это совпадение. Но с такой же долей вероятности можно утверждать, что через сакральные каналы запущен некий глобальный механизм. И шаманы этот механизм еще раз подпитали энергией. В любом случае обращение шорцев за помощью к шаманам является весьма показательным штрихом в общей картине отношения местных жителей к разорению родной земли.
К сожалению, полный обряд в виду сокровенности снимать шаманы не разрешили. Тем не менее, момент сжигания игрушечного экскаватора, который символизирует угледобычу в Кузбассе, шаманы сами засняли на телефон и передали запись активистам борьбы с угольным беспределом из города Мыски. Теперь каждый, кто видит символическую гибель угольного беспредела, может мысленно обратиться к духам и попросить у них помощи. По словам шаманов проводивших обряд, сожжение символического атрибута угледобычи должно избавить Шорию от нарушений прав коренных народов и нарушений природоохранного законодательства угольными компаниями.
К слову, в 2018 году в селе Березово во время проводов русской зимы в огне сгинул Разрез Офшорович Березовский. Практически сразу же после шуточного обряда на разрезе сразу два БелАЗа «ушли в отвал»
Светлана Зеленина
NK-TV.COM
Ирина
23.03.2020 06:38 в 06:38
А может в этом что-то есть, ведь не зря власти испугались шамана, который шел в Кремль, чтобы зло изгнать
хм...
23.03.2020 11:04 в 11:04
Шаманы-партизаны?