Сегодня новокузнецкий комсомол мог бы отпраздновать весомый юбилей – своё столетие! Первая комсомольская организация на территории Кузбасса появилась в нашем городе 7 апреля 1920 года. Тогда же состоялось её первое собрание – понятно, посвящённое оргвопросам. Был избран уездный комитет комсомола. Его председателем стал приехавший к родителям на каникулы и «застрявший» в охваченном гражданской войной Кузнецке «передовой» студент Томского технологического института Лёня Приходько. А секретарём единогласно выбрали всеобщую любимицу Анечку Рожкову, жившую вместе с братом в однокомнатном домишке на форштадской Одесской улице.

Но почему «комсомолизация» маленького сибирского городка произошла с опозданием почти в два с половиной года? Просто помешала начавшаяся гражданская война! Вообще-то пожар революции добрался из столичного Петрограда до далёкого захолустного Кузнецка всего-то за четыре месяца. И многие – особенно молодые – встретили революционные идеи с самым искренним восторгом. Только наш город толком не успел побыть советским, а преданной делу рабочего класса молодёжи пришлось уйти в подполье, прячась от колчаковской контрразведки.

Обстановка в Кузнецке нормализовалась только к концу 1919 года – сразу после Роговского погрома. Тогда парторганизация вошедшего в город 312-го стрелкого полка Рабоче-крестьянской красной армии, бьющейся с белогвардейцами, помогла снова установить в городе Советскую власть и организовать Совдеп, ЧК, милицию. А одной из своих первых задач новая власть назвала возвращение культурных ценностей, разграбленных во время разгула банды анархистов Рогова. Это и стало первым настоящим делом, сдружившим парней и девушек, которые рвались помогать красноармейцам и коммунистам.

Дальше – больше. Партийцы 312-го полка снабдили ребят «правильными» книжками. И уже в начале 1920-го в Кузнецке появились первые комсомольские ячейки. Одна при ЧК и милиции – туда вошёл наш будущий герой-комдив Виктор Полосухин. А вторая состояла из совслужащих и рабочей молодёжи. Эти мальчики и девочки, горящие идеалами революции и мечтой о светлом будущем для всех, организовали собственный «Дом юношества» в обычной форштадской избе, где они собирались, говорили о комсомоле, обсуждали первоочередные дела. Там-то и верховодили будущие председатель и секретарь первой в Кузбассе – тогдашнем Кузнецком уезде – комсомольской организации.

Когда 19-летнюю Анечку Рожкову избрали секретарём комсомола, времени на сон у неё вообще не осталось. Возглавляемые девушкой-комиссаром кузнецкие комсомольцы устраивали избы-читальни, школы, клубы. Она быстро вовлекла в работу всех девушек с родного Форштадта, взяла под своё крыло местный детский дом, мобилизовала комсомольцев на заготовку корма для детдомовских коров и лошадей, организовала дежурства комсомолок на детдомовской кухне. Ездила по всему Кузнецкому уезду, обеспечивала детские дома продовольствием и топливом, агитировала и проводила воскресники, участвовала в создании детских коммун, которые принимали сирот и ребятишек из бедных семей.

За огонь в сердце, невероятную энергичность и удивительные лучистые глаза товарищи называли её «Анной д’Арк», а она будто торопилась жить и успеть сделать как можно больше. И сделала! Всего за несколько месяцев… В августе 1920 года Аня была по делам в Кузедеево, где тогда свирепствовал тиф, так что оттуда она вернулась уже больной. Сгорела в считанные дни. Ей только исполнилось двадцать. На её похороны пришли все товарищи-комсомольцы – девочки плакали. Уже к концу года в Кузнецком уезде было создано 45 комсомольских организаций, в которые входили полторы тысячи человек

Во время Великой Отечественной войны сражаться за Родину ушли – многие безвозвратно – более шести тысяч комсомольцев. Только за первые полгода добровольцами на фронт записались две с половиной тысячи парней и девушек, состоящих в рядах ВЛКСМ. В сентябре 1941-го по инициативе горкома комсомола ещё двести комсомольцев-добровольцев вошли в состав отдельных фронтовых лыжных батальонов.

В нашем городе были сформированы 674-й, 835-й и 1251-й стрелковые полки, 22-я, 237-я и 376-я сибирские дивизии. Среди комсомольцев, которые там сражались, была своя «девушка-комиссар» – первый секретарь Куйбышевского районного комитета ВЛКСМ Вера Соломина. Она организовала курсы медсестёр, на которые сама же и ходила, а как окончила – сразу же записалась добровольцем в 835-й полк, формировавшийся в ДК Дзерджинского. На перроне всем помогала и ободряюще улыбалась. Её уважали и «слушались» даже взрослые мужики.

В 1942-м сержанта медицинской службы Веру Соломину, которая вынесла с поля боя 42 раненых бойцов и командира, наградили Орденом Красного Знамени, а после ранения и госпиталя дали несколько дней отпуска – побыть дома, с мамой. Но вместо отдыха она агитировала в клубе Дзержинского – и десятки парней и девушек отправились добровольцами на фронт. Она воевала на Курской дуге – и есть неподтверждённые данные, что Вера была награждена ещё и Орденом Ленина. Она погибла при освобождении Харьковщины и была похоронена в братской могиле – сестре милосердия лейтенанту Вере Соломиной исполнилось всего лишь двадцать шесть лет.

В пятидесятые годы сотни комсомольско-молодёжных бригад нашего города, куда входили тысячи человек, досрочно выполняли планы послевоенных пятилеток, занимали первые места в социалистическом соревновании. Большинство комсомольцев были стахановцами и ударниками. Только за 1957 года в комсомольских воскресниках приняли участие 45 тысяч молодых сталинчан – они высадили 75 тысяч деревьев. Около шести тысяч комсомольцев трудились на воскресниках по строительству жилья и объектов культуры.

В 1958 году строящийся в нашем городе Запсиб был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. За десять лет по комсомольским путёвкам сюда приехали одиннадцать тысяч человек. При активном участии комсомольцев и молодёжи были построены прокатный стан Западно-Сибирского металлургического завода, второй корпус электролиза Новокузнецкого алюминиевого завода, новое здание Сибирского государственного металлургического института имени Серго Орджоникидзе, семь детских садов и две тысячи квадратных метров жилья.

А когда на строительстве конвертерного цеха не хватало рабочих рук, горком комсомола решил: каждому комсомольцу города отработать восемь часов на строительной площадке Запсиба. И в это включились 45 тысяч новокузнецких парней и девуше

Весной 1963 года в Новокузнецке появилась улица Ани Рожковой. Тогда как раз застраивался Абагур-Лесной, где большинство улиц до сих пор носят имена героев комсомольского Кузнецка. Вот как она выглядит сегодня: четыре чёрных от старости двухэтажных барака, уткнувшихся окнами в бетонный забор зоны для осуждённых мужчин, больных туберкулёзом. Унылый частный сектор: туалеты на улице, разваливающиеся сараи под картошку, заливающиеся стаи собак.

А летом 1966 года новокузнецкой улице Абинской была дано имя Веры Соломиной. На бывшем кинотеатре «Шахтёр» установили мемориальную доску, увековечившую её память. Только она давно утрачена.

В 1968 году Новокузнецкая городская комсомольская организация была награждена Орденом Ленина. Всероссийский ленинский коммунистический союз молодёжи как раз праздновал свой полувековой юбилей, и буквально за четыре дня до этого вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, вспомнивший трудовые подвиги молодых кузнецкстроевцев и высоко отметивший заслуги советской молодёжи в строительстве Запсиба.

Последнее комсомольское десятилетие было бурным – ВЛКСМ активно включился в поддержку долгожданных перемен. Наш город не стал исключением: всё новое и смелое в Новокузнецке неизменно возглавляла городская комсомольская организация – хозрасчёт, строительство молодежных жилищных комплексов, дружбу народов в виде поездок в гости к сверстникам из разных социалистических и даже, о Боже, матёрых капиталистических стран.

Новокузнецкий горком ВЛКСМ провёл первый рок-фестиваль. Дружил с тогдашним городским андеграундом. Создал два молодёжных центра: досуговый и производственный, где новокузнецкие комсомольцы реализовывали свои инициативы, которые, кстати, впоследствии превратились в бизнесы – и некоторые из них существуют до сих пор.

Только комсомольская романтика стремительно исчезала – как вытекающий сквозь пальцы песок. За последние три года существования ВЛКСМ численность Новокузнецкой городской комсомольской организации сократилась почти на 21 тысячу человек. Причём многие комитеты просто сами перестали агитировать новокузнечан вступать в комсомольские ряды.

А осенью 1991 года делегаты последнего XXII чрезвычайного съезда ВЛКСМ собрались в московской гостинице «Орлёнок», чтобы объявить историческую роль комсомола исчерпанной, разделить его собственность и самораспуститься. К слову, за роспуск было абсолютное большинство, но на прощанье все делегаты спели со слезами на глазах любимую: «Не расстанусь с комсомолом». А через три месяца не стало великой страны – СССР.

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В Новокузнецке задержан поджигатель иномарки

В дежурную часть отдела полиции «Орджоникидзевский» УМВД России по г. Новокузнецку в ночно…