Несколько дней подряд в Новокузнецке включали истошную сирену, от которой дребезжали и без того расшатанные нервы горожан. Видимо, эта мера была предназначена для отпугивания коронавируса. По методе деревенских жителей, навешивающих колокольчики своей скотине – «от медведя». Да что там! Мэр, окружённый штатом сотрудников и телевизионщиков, самолично прочёсывал городские парки, отлавливая и стыдя несамоизолировавшихся. А им, то есть нам, только дай слабину. Понаталкаются в скверы – операторам не пройти.

Но шутки в сторону! В Белово первый смертельный случай – умершей посмертно диагностировали COVID-19. Говорят, она была кондуктором маршрутки, а значит – могла успеть заразить полгорода (если не весь). Потому что по парку в Кузбассе пройтись никому нельзя (ну кроме главы города), а проехаться в общественном транспорте до работы можно. Это мелочь всякая «ипэшная» закрыта, а предприятия работают в обычном режиме. Не пешком же туда идти!

И так во всём. Выезд с территории области – слава Богу, не самой заражённой в стране – запрещён. А въезд – пожалуйста! Правда, все въезжающие должны самоизолироваться на две недели. Вот только мэра к каждому не приставишь – проверять.

В церкви ходить нельзя, но все церкви открыты. Лично я с трудом представляю батюшку, подгоняющего бабушек-прихожанок к выходу из храма кадилом. Как-то это не по-христиански, нет?!

Но несмотря на все эти зачастую нелогичные полумеры, ощущение всё сильнее: жизнь в Новокузнецке и Кузбассе будто остановилась. В прошлый раз я писала про страшный мор https://nk-tv.com/235172.html, который сто лет назад буквально выкашивал жителей Западной Сибири. Тогда по очень приблизительной статистике, от различных инфекционных болезней – сыпного и возвратного тифов, холеры, оспы, скарлатины, малярии, чахотки, дизентерии, чумы, а также многочисленных риновирусов, коронавирусов, гриппа – в целом по стране погибло около двух миллионов человек.

Но сама страна продолжала жить. И очень бурно! Да, в первую очередь строили и снабжали лазареты, формировали санитарные отряды, тиражировали профилактические плакаты, проводили «недели чистоты» и вакцинацию здоровых. А одновременно с этим в 1920 году был принят план ГОЭЛРО. Той самой государственной электрификации России, которая вместе с советской властью солдатских, рабочих, крестьянских (бедняцких) депутатов входила в состав «формулы» коммунизма, о чём сто лет назад и заявил на Московской конференции РКП(б) «вождь мирового пролетариата» Ленин.

План ГОЭЛРО стал первым в истории молодой республики целевым национальным проектом. При его составлении большое место уделялось Кузбассу, так как большевики придавала огромное значение экономическим возможностям нашего региона.

И не удивительно: мало где находилось такое удачное сочетание залежей полезных ископаемых – каменного угля и железной руды. В общем, вслед за электрификацией планировалось увеличить добычу угля, построить металлургический завод, машиностроительные предприятия и три электростанции, проложить Южно-сибирскую железную дорогу, которая должна была связать Кузбасс с Казахстаном и Южным Уралом.

К слову, угледобыча на копях Кузнецкого бассейна не прекращалась даже во время гражданской войны. Колчак, под которым был тогдашний Кузбасс, не возражал против деятельности акционерного общества заграничных банкиров, купивших право разрабатывать кузбасские недра ещё у царского кабинета. Но в 1920 году, сразу же после окончательного поражения колчаковцев, иностранное предприятие было национализировано.

С этого времени и началась реализация амбициозного Урало-Кузнецкого проекта, о необходимости которой Владимир Ильич Ленин стал настойчиво писать ещё весной 1918 года. Именно она в итоге и превратила молодую Советскую республику в индустриальную державу. Причём новая власть не только успешно «освоила» построенное на средства империалистов, но и активно строила своё.

А флагманами Урало-Кузнецкого проекта, при помощи которого совершилось это чудесное превращение, были Магнитка и Новокузнецк. Но и Кемерово – тогдашний Щегловск – не стоял в стороне. Он стал центром химической промышленности. Здесь один за другим выросли заводы союзного значения: алюминиевый, цианистых соединений, железного купороса, сернокислотный.

Буквально за несколько лет в Кузбассе была сформирована целая отрасль промышленности, которая во время Великой Отечественной войны так же быстро стала работать на оборону.

А вместе с индустриальными гигантами строились объекты соцкультбыта – школы ФЗО и горпромуча, рабфаки и пионерского лагеря, где первые местные пионеры отдыхали с 1920-х годов. И при каждом заводе и руднике открывались клубы, где действовали библиотеки, оркестры и драмкружки, читали лекции, показывали кинофильмы.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Гранаты с «сюрпризом»

Вступил в законную силу приговор Куйбышевского районного суда Новокузнецка по делу о сбыте…