Каждый день мы бежим свой привычный торопливо-будничный «кросс» – на маршрутку до работы, в магазин, домой – по новокузнецким улицам и улочкам, чьи названия, похоже, знает один Global Positioning System. А для большинства новокузнечан многие из них остаются «безымянными»: вроде и есть название на табличке, но они ни о чём нам не говорят. Хотя понятно, что люди, чьими именами названы наши улицы, были в чём-то, чем-то, зачем-то в прошлом великими. А иначе – какой смысл давать улицам их имена?

Разве что какие-нибудь школьные учителя – истории, географии, биологии – могут что-нибудь о них рассказать. Да и то не обо всех. А ведь они были! Жили, вписывая себя в историю – и человеческую память. И когда их именами называли городские улицы – они ещё не были пустым звуком для живущих в нашем городе людей. Взять, к примеру, улицу братьев Гадёновых – маленькую, тенисто-зелёную, тихую и очень обычную, – расположенную в Орджоникидзевском районе. Она появилась на карте Новокузнецка ровно 35 лет назад… По инициативе обычных новокузнецких ребятишек!

Но сначала в байдаевской школе №76 был организован музей с говорящим названием «Память» – его основала в 1982 году отличник народного образования, заслуженный учитель РФ Эльвира Робертовна Антонен. Воодушевила своим увлечением других учителей, а главное – учеников. Вместе они начали кропотливую работу по поиску сведений о погибших на фронтах жителях шахтёрского посёлка Байдаевка.

Занимавшиеся поисковой работой взрослые и дети «раскопали» поразительную историю братьев Гадёновых – и выступили с инициативой назвать в их честь улицу. Так, в июне 1985 года – по случаю 40-летней годовщины Победы – скромная Архангельская в Орджоникидзевском районе была переименована в честь геройски погибших под Сталинградом «архангелов» Великой Отечественной Андрея, Дмитрия и Михаила. Но на этом ребята «не успокоились» – в начале улицы братьев Гадёновых был создан мемориальный комплекс, а на стене одного из домов установили памятную табличку.

У бывшего красного партизана Гражданской войны Леонтия Ивановича Гадёнова и его жены Ирины Егоровны родились 12 детей. Но, конечно же, главной родительской опорой были четыре сына – старший Миша, младший Саша и появившиеся на свет в один день 1921 года весёлые, дружные, ладные близнецы Андрейка и Митя.

В 1938-м большое семейство Гадёновых переехало в Сталинск, где строилась новая советская шахта. Сначала жили в шалаше, а потом все вместе поставили дом, ставший первым на будущей поселковой улице Соревнования. Отец и близнецы Андрей и Дмитрий участвовали в стройке, а в 1940 году, когда «Байдаевская» стала добывать свой первый уголь, пошли туда работать. Один брат – слесарем. Другой – молотобойцем.

Когда началась война, демобилизованный Михаил Гадёнов как раз возвращался к родным да так и не доехал до дома – прямо с дороги был отправлен на фронт. В это время Андрей и Дмитрий Гадёновы уже служили в Красной армии, куда их призвали весной 40-го. А Александр Гадёнов ушёл воевать в 41-м, когда сталинская шахта «Байдаевская» провожала на фронт свой первый отряд – 150 шахтёров. А всего за годы Великой Отечественной с этой шахты прямо в действующую армию ушли несколько сотен человек.

Мамин любимец Андрейка стал танкистом. Несколько раз был ранен, но не тяжело. Писал из госпиталя маме, отцу и сёстрам, что скоро всё заживёт и он опять будет бить немецкую гадину.

Командир орудия 235-й огнемётной танковой бригады гвардии сержант Андрей Леонтьевич Гадёнов был убит и похоронен в деревне Цыбенко 14 января 1943 года.

А всего за два дня до его гибели – 12 января 43-го – в той же деревушке пал смертью храбрых командир миномётного взвода 223-й стрелковой дивизии младший лейтенант Дмитрий Гадёнов.

Близнецы всю жизнь были вместе: росли, играли, добывали уголь. Так получилось, что и воевали они бок о бок. И даже похоронили Андрейку и Митю рядом. Но братья даже не догадывались да и и не могли они это знать, что вместе с ними в одной 62-й армии воевал и Михаил Гадёнов – он тоже защищал Сталинград.

Старший «архангел» Гадёнов – Михаил – был смертельно ранен в бою 13 января того же 1943 года и спустя три дня умер в прифронтовом госпитале.

Сразу три похоронки – одна за другой – пришли в шахтёрский посёлок Байдаевку Ирине Егоровне и Леонтию Ивановичу Гадёновым. Они проводили в Красную армию четырёх сыновей, а домой – после победы в войне – вернулся только один майор авиации Александр Леонтьевич Гадёнов.

Подвиг Михаила, Андрея и Дмитрия – «незаметный» и безвестный среди миллионов смертей Великой Отечественной – стал известен благодаря поисковой работе учеников новокузнецкой школы №76. И вот уже 35 лет на стене дома №8 на этой улице висит скромная беломраморная мемориальная доска в их честь.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Углевозы дорогам вред больше не причиняют

Постановления кузбасского правительства, определяющие размер платы в счет возмещения вреда…