О том, что будущее угольной отрасли связано с переходом от экспорта угля как сырья к производству на его основе продукции с высокой добавленной стоимостью, развитием современной углепереработки и углехимии заявил Председатель комитета Госдумы по энергетике, депутат фракции «Единая Россия» Павел Завальный на круглом столе «Законодательное обеспечение развития глубокой переработки угля и углехимии».

Наконец-то то, о чем неоднократно говорили общественники из Кузбасса, дошло до законодателей в Москве! Вот только жителей Кемеровской области, требующих снижения угледобычи и перехода на его глубокую переработку, почему-то называют псевдоэкологами, а поднимающие те же вопросы депутаты оказываются мыслящими на перспективу! Но, конечно, главное не в раздаче лавровых венков, радует, что здравомыслящие люди появились и «в верхах». В своем выступлении Завальный отметил, что экспортный вектор развития угольной отрасли, в течение десяти лет бывший основным ее драйвером, сегодня становится фактором нестабильности. Переход мировой экономики и энергетики на низкоуглеродную траекторию развития на фоне ужесточения климатической повестки, усиление конкуренции, рост доли ВИЭ и газа в энергобалансах развитых стран и развитие водородной энергетики снижают мировой спрос на российский уголь.

«Будущее отрасли связано с переходом от экспорта угля как сырья к производству на его основе продукции с высокой добавленной стоимостью, развитием современной углепереработки и углехимии. Комплексная переработка угля позволит эффективно использовать его энергетическую ценность, снизить загрязнение окружающей среды. Если центры углехимии будут развиваться в центрах добычи, можно будет снизить транспортные расходы, давление на экологию, оказываемую в ходе транспортировки и перевалки, а также создать дополнительные рабочие места в самих регионах, улучшив их социально-экономическое положение», — считает Завальный.

Конечно, наивно предполагать, что переход на глубокую переработку угля свершится с той же скоростью, как перешел переход от подземной к преимущественно открытой угледобыче. Сегодня глубокая переработка угля производится по зарубежным технологиям с использованием импортного оборудования. Однако надежда на зарубежных поставщиков несет в себе существенные риски. Границы в любой момент могут быть по разным причинам перекрыты, и это не обязательно санкции. А для создания и внедрения собственных технологий и оборудования не хватает взаимной увязки науки и промышленности, координации, единого понимания того, что нужно угольной отрасли в целом.

Вряд ли углехимия благоприятно скажется на экологии региона – это не выращивание роз и не пошив плюшевых мишек, а достаточно серьезное производство. Но, по крайней мере можно будет добиваться строительства очистных сооружений для очистки выбросов производства. Кроме того, при переходе на глубокую переработку угля вместо вывоза угля в качестве сырья должны снизиться темпы угледобычи. А, значит, меньше новых территорий будет отдаваться под недроразработку.

Для справки: В советское время в РСФСР производилось свыше 20 тыс. наименований химической продукции из угля, нефти и газа, сегодня отечественные предприятия производят в совокупности только 500-600 наименований продукции прежнего ассортимента. В это же время в некоторых странах с развитой экономикой в последние 25 лет интенсивно развивавшаяся химическая промышленность производит около 200 тыс. продуктов. Россия, обладая огромными запасами угля, стала импортером продуктов углехимии, а лидерами углехимического производства являются Китай, США, Индия.

Светлана Зеленина

NK-TV.COM

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Капремонт домов в Кузбассе — две новости, хорошая и плохая

Программа капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области предлагается прод…