В Новокузнецке подвели итоги театральной лаборатории. Седьмая по счёту, она была посвящена одному из самых гениальных – и неудачливых – русских писателей. А ведь ничего не предвещало! Он, Андрей Платонов, имел не только несомненное писательское дарование, которое всколыхнул в нём Великий Октябрь, но и самое что ни на есть «правильное» рабочее происхождение и бунтарский склад души. Без колебаний принял сторону большевиков, вступил в ряды Красной Армии, был пламенным певцом индустриализации – и тех, кто строил новую страну. Но его не жаловали ни власть, ни цензура, а Сталина он так раздражал, что тот писал на полях платоновских книг бранные слова.

То было великое время – абсолютных чёрно-белых величин. Когда всё вокруг и внутри человека кипело как при температуре 1400 градусов, при которой руда превращается в сталь. А какие тогда были люди – сияющие крепкою сталью веры в прекрасный новый мир, который, надо просто ещё немного поднатужиться, они, конечно же, вот-вот построят. Они не верили в «отменённого» Бога – они сами были как боги, эти новые стальные зевсы и геры, победившие кроноса-время.

И фигура Андрея Платонова стояла среди них, не пригибаясь. Он был стопроцентным сыном своего времени – революций, экспериментов, в том числе и со словом, разворошенной и поднятой «старой» земли и громадной, по-новому самозабвенной любви к человеку.

… И до конца собственной слишком короткой жизни страдал, не умея понять: «почему он не нужен своей земле».

Так не писал никто: шероховато, даже косноязычно – и гениально. Самобытно и метафорично. Увы! Андрей Платонов остаётся изгоем, «посторонним», трагичным аутсайдером, непонятным большинству не только своим «трудным» языком, но и отличным от других взглядом на мир.

И вот на этого неоднозначного автора «замахнулись» участники седьмой театральной лаборатории, традиционно состоявшейся в нашем драматическом театре. Её название – «Электрификация», по имени первой платоновской книги, увидевшей свет ещё в 1921 году, – «пришло» удивительно легко. По сути, оно стало слоганом самой лаборатории, целью которой стало проектирование новых смыслов на основе произведений классика.

Молодые режиссёры вместе с артистами Новокузнецкого драматического театра с азартом принялись исследовать место человека в индустриальном мире, опираясь как на известные, так и на практически не цитируемые современным искусством платоновские сочинения. На всё про всё было, как обычно, несколько дней. Но участникам «Электрификации» удалось поэкспериментировать как никогда!

Например, открывший лабораторию эскиз «Антисексус», где режиссёром и одновременно исполнителем выступил новокузнецкий артист Андрей Грачёв, оказался стилизован под

рекламную презентацию с использованием новомодных цифровых масок и других технологичных гаджетов. Возможно, будущее или даже настоящее театра станет именно таким – виртуальным?

В любом случае «старый добрый» театр продолжит задавать «неудобные» вопросы – как эскиз «Возвращение» о выборе между долгом и счастьем режиссёра из Латвии Георгия Суркова!

Зрители до последних минут не знали, к чему придёт главный герой. И хотя тот в финале всё-таки выбрал долг, каждого, кто смотрел этот эскиз, настойчиво сверлила мысль: «А что бы сделал я?».

Одной из самых интересных работ седьмой лаборатории стал эскиз режиссёра из Санкт-Петербурга Олега Христолюбского «Новогодняя интермедия «Я не я, и лошадь не моя, и сам я не извозчик», поставленный по письмам Платонова Сталину, статьи против троцкизма «Преодоление злодейства» 1937 года и документов, связанных с арестом Платона Платонова в 1938 году. К слову, 15-летний сын писателя тогда был обвинён в измене Родине и контрреволюционной деятельности и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. И Андрей Платонов добивался его освобождения в течение двух лет!

Не удивительно, что эскиз получился таким атмосферным! Новокузнечане пришли в театр, а попали на сталинский новогодний утренник и даже приняли участие в «соцсоревновании». Причём именно проигравшие смогли отведать блинчиков от самого «шефа» Иосифа Виссарионовича. В итоге каждый зритель этой жуткой и весёлой фантасмагории прожил на эскизе собственную историю.

Жанровым, лёгким, но при этом поднявшим серьёзные темы и вызвавшим одно из самых бурных зрительских обсуждений стал эскиз московского режиссёра Филиппа Гуревича «14 Красных избушек».

А завершил «Электрификацию» руководитель нынешней и практически всех театральных лабораторий в Новокузнецке, театровед, театральный критик, режиссёр Александр Вислов, подытоживший лабораторные эксперименты и связавший воедино сюжеты, события, творчество и судьбу гениального писателя-неудачника своим эскизом «Платонов: очень скверный анекдот».

Может, знаете?

Москва. Зима. Снег. Мальчик играет в футбол. Вдруг – звон разбитого стекла. Выбегает дворник, суровый русский дворник с метлой и гонится за мальчиком. Мальчик бежит от него и думает: «Зачем, зачем это все? Зачем весь этот имидж уличного мальчишки, весь этот футбол, все эти друзья? Зачем??? Я уже сделал все уроки, почему я не сижу дома на диване и не читаю книжку моего любимого писателя Эрнеста Хемингуэя?»

Гавана. Эрнест Хэмингуэй сидит в своем кабинете на загородной вилле, дописывает очередной роман и думает: «Зачем, зачем это все? Как все это надоело, эта Куба, эти пляжи, бананы, сахарный тростник, эта жара, эти кубинцы!!! Почему я не в Париже, не сижу со своим лучшим другом Андре Моруа в обществе двух прелестных куртизанок, попивая утренний аперитив и беседуя о смысле жизни?»

Париж. Андре Моруа в своей спальной, поглаживая по бедру прелестную куртизанку и попивая свой утренний аперитив, думает: «Зачем, зачем это все? Как надоел этот Париж, эти грубые французы, эти тупые куртизанки, эта Эйфелева башня, с которой тебе плюют на голову! Почему я не в Москве, где холод и снег, не сижу со своим лучшим другом Андреем Платоновым за стаканом русской водки и не беседую с ним о смысле жизни?»

Москва. Холод. Снег. Андрей Платонов. В ушанке. В валенках. С метлой. Гонится за мальчиком и думает: «»Б…..ь, догоню – убью на…й!!!»

… Действительно, скверный, скверный, горький анекдот!

Ну а лидером традиционного зрительского голосования стал очень трогательный, трепетный эскиз «Корова» в постановке казанских режиссёров Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова – зрители во время него плакали и даже рыдали. В общем, эмоции просто зашкаливали!

Этот эскиз особо отметила и министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса, присутствовавшая на «Электрификации» в качестве почётного гостя. Кстати, именно она, ещё будучи директором Новокузнецкого драматического театра, «благословила» первые театральные лаборатории в нашем городе.

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Новокузнецк готовится просить землю у Новокузнецкого района

От главы Новокузнецка депутатам Горсовета направлен проект изменения границ двух муниципал…