Наконец-то, после долгого перерыва состоялся показ одного из самых моих любимых спектаклей, поставленного в Новокузнецком драматическом театре ещё весной 2018 года. По незамысловатой, в общем-то, пьесе талантливого молодого драматурга Анастасии Букреевой. Тогда-то Настина драма со странным названием «Ганди молчал по субботам» и «выстрелила»! Несколько лет назад её показали сразу восемь разных российских театров. Не знаю, не видела, но постановка режиссёра Юрия Печенежского произвела на меня яркое впечатление.
А ведь ничего сверхъестественного на сцене не происходит – обычная семья, обычный подросток Саша (он хочет, чтобы его называли Мот). Есть мама, папа, дедушка, сестра Катя, у которой на носу чемпионат по бальным танцам… И домашнее животное – собака Карамелька (а как же без неё?). Все заняты своими делами – мама готовит, папа работает, дед смотрит телевизор, сестра танцует… И все любят друг друга.
Но всё ломается в одночасье. Да что там! Главного героя – того самого Мота – чуть не расплющивает обломками его счастливой семьи.
А ведь ничего не предвещало! Просто за обычным семейным завтраком папа говорит, что уходит из дома… Но всё будет по-прежнему!
А так не бывает!
Развод родителей становится для подростка настоящим апокалипсисом. Он в шоке от того, как быстро и больно рушится его мир. И вроде всех можно понять. И отца, который чувствует себя старым и никчёмным и думает выкарабкаться из этого болота при помощи романа с «не-секретаршей тётей Леной» (хорошей, в общем-то, женщиной). И мать, которая строит новые отношения с «хмырём» Володей. И сестру, скрывающую страшную для неё правду.
… Все лгут. Жизнь вообще оказывается ужасно лживой и несправедливой штукой. Только всем вокруг наплевать. Всё идёт своим чередом.
И тогда подросток приводит домой немолодую «бомжиху» Лизу. Она молчит, всё время кивает и прижимает к груди плюшевого мишку. Пока работает метро – сидит в переходе и мучительно вглядывается в лица спешащих людей. Лишь иногда произносит мистическую фразу: «Ганди молчал по субботам».
Однажды она вдруг рассказывает подростку, как всего на минуту выпустила из своей руки ладошку маленького сына – и потеряла его на всю жизнь (как Родитель один и Родитель два – так теперь Саша называет папу и маму – потеряли собственного сына).
Мот тоже сидит в подземном переходе. Сидит и молчит. Как таинственный Ганди – сначала по субботам. Потом ещё по воскресеньям, а потом все другие дни недели. А есть ли смысл разговаривать в мире, в котором ложь – это норма? А взрослые «не отличают» дурное от доброго, если это не в их интересах?
Любопытно, но Махатма Ганди действительно молчал один день в неделю! Такая аскеза – мауна – один из способов духовного самосовершенствования в индуизме и буддизме. Причём именно субботнее молчание наполнено особым смыслом – в индуистской
традиции этот день посвящён планете Сатурн, управляющей судьбой человека и способной её изменить.
В общем, Мот на самом-то деле не бунтует и даже не мечтает вернуть прошлое. Он пытается найти в изменившемся, новом для него мире собственный путь, о котором раньше и не задумывался. Он просто становится взрослым. И берёт на себя «взрослую» ответственность за свои – и чужие! – поступки.
По сюжету пьесы, молчащий главный герой отвечает каждому вступающему с ним в контакт ироничными высказываниями, которые как бы крутятся только в его голове и поэтому не слышны ни родственникам, ни случайным встречным. Он шутит, но это горько. Так что выбранная режиссёром сценография – спектакль-стендап с соответствующими антуражем, музыкой, обращением к зрителям и общением с ними – по-моему, вписывается во всё это очень удачно.
А Мота – как любого подростка – ежеминутно волнуют всевозможные «мировые проблемы»: бороздящие просторы вселенной космические корабли и госбюджет, нелепость лайков в соцсетях, вечная любовь», еда…
– Есть такая странная еда, в существование которой трудно поверить. Например, селёдочное масло. Мама никогда не кормила нас селёдочным маслом.
– А обязательно убивать белочку, чтобы сделать кисточку? Выходит, я всё детство рисовал трупами белок?
– Мужики, кто не женат, а вы представьте, что лежите со своей невестой в гробу. Если всё норм, тогда и женитесь.
Спектакль идёт на малой сцене – глаза в глаза. И от этого погружение такое – аж мурашки по коже. Зрители начинают отзываться, поднимают руки, едят предложенные главным героем грецкие орехи… И плачут – в свете софитов отчётливо видны блестящие полоски на щеках!
А как тут не уреветься, если «Ганди молчал по субботам» – это о наших детях и нашем детстве, и вообще обо всех нас?!
Большое «станиславское верю» игре Даниила Нагайцева – это он исполняет заглавную во всех смыслах роль постановки. И справляется с нею блестяще! То шепчет, то кричит, то снова становится проникновенным и нежным. Роняет и пинает стулья. Задыхается…
Очень правдоподобны, органичны и товарищи Даниила по сцене – Татьяна Качалова, Игорь Омельченко, Людмила Адаменко, заслуженный артист РФ Вячеслав Туев, Маргарита Смирновская, Юлия Нагайцева, Никита Пивоваров.
Скупые декорации, строгая «чёрно-белая» сценография, мелькающие обычные кадры «хоум видео» с дедом на диване, с мамой на кухне, с сестрой (они совсем дети, ещё маленькие!), мыльные пузыри (Лиза моется в фонтане, и весь мир для неё – дом), дед говорит по приёмнику с умершими друзьями…
А хэппи энда нет!
Разве что потерявшаяся Карамелька нашлась! А так, хоть вешайся… Лиза умирает – внезапно, спустя 22 года поисков и молчания, не найдя своего мальчика, которому когда-
то принадлежал плюшевый мишка. Уходит «на войну» и навсегда теряется дед. «Не-секретарша тётя Лена» бросает Родителя один (отца), и тот возвращается домой. Только Родителя два (мамы) дома уже нет – она живёт с новым мужчиной. Танцевавшая чуть не с рождения сестра Катя странно ходит – ей становится всё хуже и хуже, болезнь прогрессирует, так что даже операция не смогла бы помочь.
Круг замыкается. Только текст Мота теперь читают его родные… И вдруг Саша просит:
– Мама, сделай мне бутерброд с селёдочным маслом!
… А ведь это что-то невообразимое!
Такса Карамелька выпрашивает еду, в окно виден двор, звучит тревожная музыка… Такой дурацкий день! За минуту до апокалипсиса.
Рекомендую сходить на спектакль всей семьёй – следующий показ будет 21 марта! Если вы, конечно, не боитесь понять своих детей и своих родителей…
Инна Ким
NK-TV.COM