Прелестная подружка Фигаро, сдержанная красавица Донна Анна, сказочная Царевна Лебедь, страстная и нежная пушкинская Татьяна… Заслуженная артистка Российской Федерации Мария Людько, исполнявшая Моцарта и Дворжака, Гайдна и Сен-Санса, мессы и оратории Баха на лучших сценах России и мира, – в нашем заснеженно-морозно-зимнем Новокузнецке! Самоотверженно даёт позднее интервью после маленького, уютного, по-весеннему свежего концерта в Доме творческих союзов, где вместе с примой выступали юные новокузнецкие таланты…
… просто профессор, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой камерного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова ежегодно приезжает в наш город и ведёт здесь интереснейшие мастер-классы!
Любопытствую, как ей пелось в ДТС?
– Мы, артисты, не имеем право капризничать, – улыбается Мария, – Ноги мешают только плохому танцору. А если ты профессионал, тебе хоть два ящика на улице поставят – выйдешь и споёшь. К тому же в Новокузнецке, как нигде, очень эмоциональные слушатели, всегда искренний, горячий приём, в зрительном зале много знакомых лиц. И даже у маленьких ребятишек горят глаза, а ведь они быстро устают на «скучных» классических концертах. Как любой мыслящий человек, я иногда рефлексирую и «перезагружаюсь» – и тогда воспоминания о Новокузнецке и новокузнецкой публике становятся моей поддержкой.
– Как вы пережили «пандемийный» год?
– Это время далось мне легче, чем многим. Спасло то, что у меня был опыт дистанционных занятий с китайцами, корейцами, американцами – первые такие попытки я предприняла ещё пять лет назад. И весь год не только продолжала свою педагогическую деятельность, но и помогала знакомым хотя бы смириться с ситуацией. Кроме того, погрузилась в большую работу в консерватории – надо было в новых условиях принимать вступительные и переводные экзамены. Думаю, теперь этот формат приживётся. Единственное – очень тосковала по сцене. Мы с коллегами и учениками, конечно, делали онлайн-концерты, но это совсем не то, что живое общение со зрительным залом.
– Много лет меня мучает вопрос… У вас такой волшебный голос! Композиторы специально пишут музыку для вашего сопрано. Почему вы не отдали себя сцене полностью?
– Считаю, что творческий процесс нельзя ставить на поток. Это ужасно – когда пение превращается в рутину, когда артист морщится: «О! Ещё один концерт…». Ненавижу «чёсы», просто не верю в компонент искусства в этой истории. В выступлениях должна сохраняться свежесть – прежде всего для тебя самой. Пять, десять выступлений – это нормально. Так ведь раньше и работали артисты. А если делать больше – быстро выгоришь. Требуется время, чтобы элементарно подготовить новую программу, «подчистить» технику, привести в порядок собственные чувства. Увы, сейчас не только артисты, но и сами театры в большинстве своём не позволяют себе роскошь месяцами репетировать, чтобы дать «созреть» концерту, постановке. И я не приемлю, что происходит на многих сценах – «осовременивание» сюжетов совершенно не к месту, уже набившие оскомину ассоциации, раздевание догола.
– И поэтому вы выбрали преподавание…
– Мне повезло – я с юности имею тягу к этому очень творческому делу. В детстве меня даже прозвали Профессором. Я тогда ходила в очках, в длинной юбке, со строгой причёской, всё время старалась узнать что-то новое, чему-то научиться, чего раньше не умела. А главное – обязательно поделиться, научить этому кого-то ещё. Видимо, поэтому, когда выросла, захотелось преподавать, помогать раскрываться талантам, быть открытой для всех любящих музыку людей. Нынешней осенью исполнится 25 лет, как я связала свою профессиональную судьбу с консерваторией имени Римского-Корсакова. Кроме того, я веду занятия в Школе вокального искусства Ирины Богачёвой во Дворце учащейся молодёжи Санкт-Петербурга и – как приглашённый профессор – в Красноярском институте искусств имени Дмитрия Хворостовского.
– А что вас связывает с Новокузнецком?
– Здесь живёт и работает прекрасный педагог, музыкант, заслуженный деятель культуры, художественный руководитель новокузнецкого хора «Надежда» Нина Курихина – у нас давняя, крепкая профессиональная и личная дружба. Нина Константиновна может услышать в голосочке маленького создания будущий большой красивый голос, которому ещё суждено пережить мутацию, который ещё только должен развиться. И она вкладывает в это невероятное количество собственных сил. Она ищет всё, что можно почерпнуть, впитать и дать детям: книги, мастер-классы, ноты, произведения, новых людей. Так она и меня «нашла» – и вот уже семь лет я занимаюсь с юными новокузнецкими талантами. Многих уже знаю, так что вижу их рост, у кого как меняется голос и, главное, как они стараются. Особенно тяжело подросткам, которые нуждаются в трепетном уходе. У них не только «ураган» в организме и в голове, но и растёт новый голос. Важно, чтобы он рос в правильном направлении.
– Вы родились в семье оперных певцов, в четыре года вас отдали в специальную музыкальную школу для одарённых детей, в восемь лет вы уже пели на сцене театра имени Мусоргского, где служил папа, а в двенадцать аккомпанировали на фортепьяно маминым ученицам… У вас ведь не было особого выбора – кем стать?
– Действительно, я сразу начала жить в этом мире и влюбилась в него по уши. А как по-другому – даже не знала. Одно из самых ранних, ярких моих воспоминаний: открывается занавес, а за ним – потрясающие декорации. Классическая музыка, опера – это идеальные чувства, эмоции, поступки. Они просто не могли не подействовать на детскую душу! Но, безусловно, всё, что говорят про театр – чистая правда. Артист – жестокая профессия. Одного таланта мало. Требуется гигантская самоотдача, усидчивость, стрессоустойчивось, а ещё очень хорошее физическое здоровье. Простой насморк – уже трагедия! Ведь оказывается закрыт один из важнейших твоих резонаторов! В общем, врагу не пожелаешь.
– А посоветовали бы вы такую профессию, судьбу, жизнь сегодняшним талантливым мальчикам и девочкам, которые, волнуясь, приходят на ваши мастер-классы?
– Вопрос непростой. Музыкальный рынок переполнен талантами, так что надо быть лучшим. И на музыку придётся положить всю жизнь. Да и найти вторую половинку вне профессионального круга нелегко. А детства у будущих певцов вообще нет – они рано взрослеют, не знают обычных детских радостей. Это ежедневное многочасовое выполнение заданий, слушание, анализ интерпретаций. Это совершенно другой уровень выучки. Ты должен свободно владеть несколькими иностранными языками – идеально английским, ещё немецким, французским, итальянским, на которых написаны многие великие оперы. И уже во время учёбы следует ориентироваться на консерваторию. Причём не обязательно московскую или питерскую – в Новосибирске и Екатеринбурге тоже хорошие консерватории. Правда, больше возможностей для дальнейшей реализации в карьере всё-таки в Москве и Санкт-Петербурге. Но это не значит – громкая слава, шумиха в СМИ, твоё лицо в телевизоре. Нет, о большинстве артистов, которые двигают искусство, не шумят – они просто поют.
– Вы сами говорили, что профессиональным певцом становится один из тысячи…
– И надо воспитать эту тысячу! Найти тех, кто пойдёт по профессии без страха и упрёка. А Новокузнецк – кузница талантов, кузница голосов… Конечно, не каждый ребёнок – даже если он учится в музыкальной школе, чисто и красиво поёт в хоре – будет певцом. Хорошая музыкальная карьера – это исключительные вокальные способности плюс голова, восприимчивость, память, слух. Если всё это собирается вместе, а с ними ещё и гигантский труд с утра до вечера – тогда да, обязательно надо на сцену. Если нет – будет как минимум гармоничное развитие. Дети, которые поют, – учатся сочувствию. Музыка, текст – это всегда какая-то история. И юный человек поневоле начинает лучше понимать других людей. Это называется эмпатией – в обычной жизни, во взаимоотношениях с родными, друзьями, любимыми она здорово помогает.
– Выходит, ваш главный совет – непременно заниматься музыкой?
– Занятия пением вообще дело полезное – даже для здоровья. Доказанный факт, что постоянно поющие люди живут дольше и качественнее. Это хорошая профилактика от лёгочных заболеваний, астмы и болезни Альцгеймера. Оперетты и симфонии – звучавшие в радиоэфире – помогли жителям блокадного Ленинграда выстоять. Потому что музыка делает людей сильнее и счастливее. Она окрыляет и даёт надежду – это её призвание. Она учит наш мир, который далёк от идеала, каким нужно быть, как можно любить. Ведь многие люди испытывают в этом потребность, они стремятся к идеальному миру, сочиняя прекрасную музыку, исполняя, просто слушая. И занимаясь музыкальным образованием детей, мы формируем здоровое гармоничное общество. Вообще искусство – наша национальная безопасность, оно решает важнейшие вопросы, как мы будем выживать в ближайшие годы и в будущем. Это труд создания прекрасного – со своими удачами и неудачами, даже страданиями. А без этого – никак.
Инна Ким
NK-TV.COM
Неправда
28.02.2021 12:22 в 12:22
Кузница талантов Кемерово там такие искусные чиновники. Сказочник на сказочнике