… это название картины одного из гостей «Сибирских встреч» – и того, что творилось в новокузнецком «Геликоне» со среды по пятницу! Переступая порог Губернаторского джаз-клуба, всегда испытываешь волнение праздника. Но тут ощущение было особенным… Всё-таки Межрегиональный фестиваль искусств, соединивший такие разные живопись, графику, фотографию, джаз, блюз, фолк! Многослойность, многозначность, многоголосица – так можно сказать о фестивале в общем – и каждой его чудесной частности. А самое удивительное, что они действительно взаимодействовали! Картины Анатолия Храброго просили Шопена и Рахманинова. Фотографии Алексея Снеткова требовали мистического горлового пения. А креатурам Сергея Мосиенко непременно был нужен джаз – вот вынь и положи!

Трёхэтажный скромно-высокий «аккордеон» нашего «Геликона» хорошо известен не только в Новокузнецке… Конечно же, благодаря музыке и музыкантам, которые здесь так волшебно звучат! Но в юном месяце апреле, когда весь мир готовится пролиться первыми фиолетово-розовыми грозами и весёлым хрустальным ливнем цветущих черёмух, он на три прекрасных дня превратился в гигантскую фестивальную площадку, на которой встретились волнующие своей разностью и пронзительностью искусства.

И Межрегиональный фестиваль искусств «Сибирские встречи» занял всё пространство «Геликона», а оно немаленькое – 2000 квадратных метров!

Уже на первом этаже спешащих на встречу с прекрасным ждало чудо – два просторных зала ярко-радостных полотен новокузнецкого живописца Анатолия Храброго и глубокой, щемящей, даже пугающей графики бельгийского художника Кристофа Мёула. А сопровождало этот немыслимый многоголосый вернисаж ласковое говорение дуэта гитар.

Казалось бы, как можно соединить двух таких разноязыких в изобразительном искусстве авторов, а получилось неожиданно подчеркнуть своеобразие обоих!

Новокузнечанин пишет узнаваемое, родное, почти бытовое для нас. Обычное летнее разнотравье и разноцветье, солнечный и сказочный зимний лес.

Скромный серо-галечный речной берег.

Тронутый багряной осенью остров, пряной специей расплывающийся в воде.

Бьющий наотмашь с небес беснующийся ливень.

И правда, здесь рождаются сказки!

Храбрый говорит простые, понятные, тихие вещи: мы их любим, мы к ним привыкли, они утешают нас и радуют. А Мёул нестерпимо кричит, врываясь внутрь, принося смятение, тревогу, ужас!

Торопясь, захлёбываясь, он рассказывает о неминуемом, страшном – о закате и гибели нашей цивилизации и цифровом концлагере, в котором мир оказался уже сейчас, об атомарной разобщённости людей, нашем глобальном одиночестве, нашем неумении, нежелании, невозможности общаться!

… Потрясающий художник.

Каждый лист – плод трудоёмкого, кропотливого искусства, соединяющего классические техники и современные цифровые технологии. Многоголосица и многозначность, ощутимое дыхание времени, отчётливое ощущение стоящего перед тобой человечества, в буквальном смысле многослойность создаются путём наложения до 40 слоёв фотографических снимков, рисунков, графики и последующей их компьютерной обработки!

К слову, бельгиец, специальный гость «Сибирских встреч», любит бывать в Сибири и даже противопоставляет наш край Европе – как место, где люди ещё не окончательно разобщены. Он классный, Кристоф Мёул! В отличие от своих апокалиптических работ – позитивный, жизнелюбивый, открытый. Он убеждён, что даже один человек может многое – например, вовремя указать цивилизации на её ошибки и заставить подавляющее большинство задуматься о жизни и мире и добавить в них свет.

Уже на лестнице на второй этаж и в большом концертном зале мы попадаем совсем в другой мир – он ведёт в тайное тайных, творящееся внутри невероятно талантливого и ироничного новосибирского художника Сергея Мосиенко. И перед нами предстают его живописные и графические креатуры, соединяющие форму и содержание, удовольствие от процесса творения и радость при виде сотворённого!

Вот уж кто поёт на все голоса! От этого живопись и графику новосибирца невозможно полноценно воспринять и ею насладиться без понимания культурного контекста. В общем, глядишь на его творения, а думаешь о других творцах.

Например, о великом писателе Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине, опубликовавшем в 1883 году сатирическую сказку о русском обществе «Премудрый пискарь», которая в СССР входила во все школьные хрестоматии… Говорят, Владимир Ильич Ленин обидно ругался «пискарями» на российских либералов!

Или о Фёдоре нашем Михайловиче Достоевском, в 1885 году написавшем нехарактерный, а потому и малоизвестный рассказ «Крокодил» о некоем чиновнике Иване Матвеиче, которого проглотил вышеназванный хищник, а он не только остался жив, но и оказался совершенно доволен сложившимся положением.

И, конечно, о нашем «всё» Антоне Павловиче Чехове. Сидит он, отдыхает на ялтинской даче. Хорошо! Трава ему по колено. Море шумит. А вокруг кружат дамы с собачками, навевая приятный послеобеденный сон… Крым-то наш!

А вот и «Огонь, вода и медные трубы»!

Во всех своих работах Сергей Мосиенко мастерски играет, импровизирует – образами прошлого и настоящего, смыслами мировой культуры, нашими чувствами.

… Ну прямо как квартет новосибирцев Алексея Подымкина, Олега Петрикова, Дмитрия Аверченкова и Евгения Суворова, выстукивавший чёрно-белую весеннюю маету джазовых «Унисонов». А джаз крылат! Уже подхватил тебя, обнял и тащит – в несчастный апрельский бархат, влажный от ветра, тёплый от предвкушения мая.

Эта музыка навевает какие-то простые, приятные вещи – город, вечер, выпивка, смеющиеся влюблённые люди. Вечерние улицы, расплывающиеся в огнях рекламы. Плоские колени крыш. Облака. Спешащие прохожие, несущие плечами заботы дня. Кто-то, заплетаясь, выходит из бара, говоря сам с собой.

Торопливые, странно звучащие, щемящие человеческие шаги по затопленному апрелем городу.

А в Музее джаза – «Хроника повседневности»! Ошеломляющая, пронзительная выставка суперфотографа, гениально «вглядчивого» художника из Красноярска Алексея Снеткова. Вот вроде бы обычные люди из Якутии, Калмыкии, Эвенкии – и делают они обыкновенные, будничные, повседневные вещи. Дети играют. Мужчины перебирают сети. Женщины доят, стригут.

Девочка наливает воду в чашку.

Собака прижалась, не дыша, к руке хозяина, не надеясь и надеясь на лакомое угощение – свежую серебрящуюся рыбку!

Но что за лица! Сколько повседневного, ежеминутного, безотчётно-радостного движения настоящей жизни и настоящего многоголосого мира, вечно поющего свою негромкую ликующую песнь. Все эти милые маленькие вещи, чудно подмеченные Снетковым, производимые людьми безоглядно, естественно, изо дня в день.

А это что? Вскрики таёжных птиц. Свист ветра в листве. Перестук ручья. Даже волчий вой. Завораживающее шаманское камлание. Нежный женский и страшный «старушечий» голоса у огня. Опрокидывающее морозное звёздное небо вверх тормашками горловое пение.

… На сцене космически многоголосая мысковчанка Чылтыс Таннагашева! Исполняет песни и заклинания своего народа – тадар-лар, тадар-кижи, – который русские профессора в XIX веке наименовали шорцами.

Её творчество знают не только в России, но и в Германии, Швейцарии, Австрии, Норвегии, Азербайджане, Кыргызстане, Казахстане, Турции. Чылтыс – по-шорски, звезда – признанная исполнительница народных песен, эпоса, эстрады, этно-джаза, солистка Государственной филармонии Кузбасса имени Штоколова.

А открывал «Сибирские встречи» в Новокузнецке молодой и очень талантливый пианист, солист Новосибирской филармонии, лауреат многочисленных международных и всероссийских конкурсов Лев Терсков. Его пальцы то властно ударяли, то любовно, нежно гладили чёрно-белые клавиши, – и молчащее, замершее, отзывающееся всеми сердцами пространство концертного зала сотрясали прекрасные рыдания музыки.

Звучал Шопен. Звучал Рахманинов. Звучала многоголосица живого мира, который был то охвачен бурей, то оказывался зрачком «або офо», то изнемогал от солнца, то трепетал весенней листвой.

Нежность, грусть, страсть, сожаление, надежда попеременно приходили – и уходили. Тревожили. Радовали. Шептали о чём-то важном, вечном, неспешном, не прощающем суеты. Музыка была хрупкой пружинкой, соединяющей небытие с бытием, заводящая движение мира, заставляющая его снова тикать – как сердце.

… В «Сибирских встречах» приняли участие «Cabernet Trio» Акустик-трио из Барнаула, «Joy Spring» из Кемерово, «Romantic Jazz Club» из Иркутска, «Collini Blues Balls» из Новосибирска и оркестр «Новый Кузнецкий биг-бенд» Губернаторского джаз-клуба «Геликон» из Новокузнецка. А также красноярский краснодеревщик, мастер, автор удивительной красоты из стекла Сергей Телинин и новокузнецкие художницы Елена Яснур и Алёна Головко.

Причём все три фестивальные дня Алёна вела мастер-классы по батику! Межрегиональный фестиваль искусств «Сибирские встречи» был организован Губернаторским джаз-клубом «Геликон» при поддержке Парламента Кузбасса, Министерства культуры Кузбасса, Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса, Администрации города Новокузнецка.

… И первый блин не стал комом – наоборот. «Сибирские встречи» наполнили всё вокруг и внутри образами и смыслами, звуками и красками, огнём, водой и медными трубами!

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

День театра «на ура»!

Под звуки пронзительного саксофона по стене бегут строчки воспоминаний, которые уже через …